Сущность понятия "гнозис"
Гнозис – это собирательное понятие, применяемое для обозначения процессов опознания стимулов разной модальности.
Функции, развивающиеся на базе ощущений, в психологии называются представлениями, а в нейропсихологии они носят название гнозис.
В психике человека гнозис появился на определенном этапе развития в результате ассоциативных связей между отдельными анализаторами. Первоначально их работа была изолирована друг от друга, но в дальнейшем они стали передавать друг другу информацию. В результате, одни ощущения, объединившись с другими, перерабатывались в сложные навыки – гностические.
Каждый анализатор имел свою надстройку в виде специфичного для него вида гнозиса. Например, малыш знакомится с погремушкой и на основе зрительных ощущений усваивает её зрительный образ. Он ещё не знает, что погремушку можно потрясти, и она издаст звук. Манипулируя погремушкой дальше, малыш связывает зрительный образ погремушки с издаваемым звуком.
Таким образом, зрительное ощущение связывается со слухом. В дальнейшем, при звуке погремушки, ребенок может её отыскать среди других игрушек – зрительные и слуховые ощущения становятся ассоциативно связанными.
В нейропсихологии это означает, что зрительный и слуховой гнозис, относящиеся к погремушке, стали интегрированными.
Термин гнозис означает узнавание.
Выделяемые специалистами виды гнозиса соответствуют рецепторам человека, степень значимости их различна.
Для современного человека, например, менее важны обонятельный и вкусовой гнозис по сравнению со слуховым, тактильным, зрительным.
Для древнего человека большое значение имели тактильные, обонятельные, вкусовые ощущения, часть которых с появлением гнозиса, стала отмирать.
Современные знания стали заменой в непосредственных ощущениях и сегодня более актуальными остались зрительный и слуховой гнозис.
Надо сказать, что и остальные виды гнозиса играют свою роль в психической жизни человека в определенных ситуациях.
Гнозис и его виды
Чтобы ориентироваться в окружающей действительности важное значение имеет предметный зрительный гнозис, благодаря которому человек способен различать предметы. Его формирование начинается с узнавания реалистических изображений и реальных предметов.
До 2-х летнего возраста ребенку интересны игрушки и картинки, максимально приближенные к оригиналу. С игрушками, которые являются копией животных, мебели, посуды, ребенок быстро усваивает мир окружающих его предметов.
Усложняется зрительный гнозис с 2-летнего возраста, когда у ребенка появляется интерес к стилизованным изображениям, типа «мультиков».
Постепенно развивается и цветовой гнозис – сначала усваиваются более яркие цвета, такие как синий, зеленый, красный. Позже идет усвоение менее ярких – белого, черного, коричневого, оранжевого.
Детям свойственно «свободное обращение» с цветом, траву, например, они могут изобразить красным цветом, а небо – зеленым и это вполне допустимо.
На выбор цвета влияние оказывает психологический фактор.
При изображении предметов могут не соблюдаться пропорции, и до 5-летнего возраста это считается нормальным явлением.
Цветовой спектр и их оттенки усваиваются ребенком только с 6-7 –летнего возраста.
Правильно подобранный к цвету оттенок, говорит о зрелости цветового зрительного гнозиса.
К особому виду зрительного гнозиса относится лицевой гнозис, формирование которого происходит изолированно от остальных видов.
Первым лицом, которое ребенок усваивает зрительно, является лицо матери, а позже различаются и запоминаются другие лица.
Тесную связь с развитием мышления имеет симультанный гнозис – это способность укладывать детали в единое целое и видеть сложное изображение полностью.
Что касается слухового гнозиса, то важно, чтобы в ранний период онтогенеза малыш имел способность прослеживать, следующие друг за другом, цепочки слуховых стимулов – мелодий, слов. Один фрагмент слуховой информации в целом не обеспечивает её понимания.
В составе единого слухового анализатора две функциональные системы:
- восприятие речевых звуков;
- восприятие неречевых звуков.
Для человека наиболее важно речевое слуховое восприятие. Оно организовано в фонематическую систему, которая формируется в системе данного языка.
Распознавание поверхности на ощупь, узнавание формы предмета, текстуры материала, принятие тепловых и болевых сигналов – это способность, которую обеспечивает тактильный гнозис.
Понятие праксиса в нейропсихологии
Праксис – это предметное действие, в запасе у человека их великое множество.
Рисунок 1. Праксис. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Среди самых простых можно назвать одевание, потребление пищи, среди сложных будут профессиональные навыки.
Учение о праксисе было создано немецким неврологом К. Липманном, который подчеркивал, что праксис является системой не только предметных, но и произвольных действий.
Нарушенная способность воспроизводить эти действия получила название апраксии.
Способность выполнять действия произвольно теряется у больных с апраксией, но эти же действия непроизвольно могут легко ими выполняться.
В период онтогенеза ребенок нуждается в разнообразии предметов и в первую очередь это игрушки, главной из которых является погремушка. Именно погремушка стимулирует слуховой и зрительный гнозис, кистевой праксис и в целом вырабатывает направленность внимания.
Существует символический праксис, когда у человека существует способность выполнять смысловые предметные действия без самого предмета – это различного рода смысловые жесты.
Язык жестов оттеснен у слышащих людей на второй план, но, в ряде ситуаций им пользуются, например, чтобы не разбудить спящего человека, особенно ребенка.
На особом месте находится пальцевый праксис, свидетельствующий о значительной степени дифференцированности кистевых действий.
Груднички с 5-6 месяцев любят играть с пальчиками, проявляя в это время осмысленный указательный жест. Это принципиальное отличие человека от животного.
Более сложным является оральный праксис, который формируется на основе более абстрактных действий.
Среди движений орального праксиса такие как поцокать, пощелкать языком, надуть щеки, подуть и др. Оральный праксис – это подготовительная фаза речевого развития.
Объем и качество оральных навыков оказывают влияние на усвоение нормативного звукопроизношения.
Из всех видов праксиса самым сложным является способность произносить звуки речи и слова – это артикуляционный праксис.
Предметом для какой-либо артикуляционной позы служит акустический образ. Ребенок подгоняет под слышимый звук речи артикуляционный уклад, безусловно, не сразу, а постепенно приближаясь к нужному результату.
А.Р. Лурия выделяет афферентный и эфферентный виды артикуляционного праксиса:
- Первый вид праксиса означает способность воспроизводить изолированные звуки речи, их артикуляционные уклады.
- Второй вид праксиса означает способность произносить серии звуков речи.
Существует принципиальное отличие эфферентного праксиса от афферентного, которое заключается в том, что эфферентный праксис требует способности совершать переключения с одной артикуляционной позы на другую.
По способу исполнения эти переключения достаточно сложны.
Слово, таким образом, это не набор отдельных артикуляционных поз, а их серия, овладение которой происходит на основе специальных программ, заложенных в самом слове, поэтому малыши сначала осваивают самые простые из них – лепет и слова мама и папа и только потом осваиваются более сложные.