Значение гетерохронии в нейропсихологии
Гетерохронность – это временное расхождение, которое существует в развитии органов и функций.
Гетерохрония имеет важное значение для нейропсихологии. Когда проходили исследования хронотипа с точки зрения работы мозга, учеными были обнаружены гетерохронность, гетеротопия и гетеродинамичность развития. Это объясняется тем, что психические функции начинают развиваться в разное время и формируются с разной скоростью и в разных областях мозга. Пространственно-временное определение онтогенеза важно для дифференциации нормального и аномального развития, для определения типа и характера психического дизонтогенеза, для психосоматических исследований. Это позволяет говорить о церебральном субстрате хронотопа как пространственно-временном факторе психики, что, несомненно, требует дальнейших исследований.
Важным вопросом является то, какой из компонентов психологического хронотопа играет ведущую роль - время или пространство? Многие ученые (Ухтомский, Вернадский, Бахтин и другие) полагали, что ведущая роль принадлежит времени.
Если Вернадский писал о несоответствии природного и социального мира, а Бахтин о несоответствии большого и малого хронотопа, то Ухтомский подчеркивал гетерохронность, несоответствие, разрыв между временем и пространством. В то же время при анализе гетерохронии необходимо учитывать тот факт, что не только пространство не является однородным, но и время относительно. Таким образом, сегодня нужно говорить не о двумерном хронотопе, а о четырехмерном континууме. О четырех измерениях в описании мира говорил еще в начале прошлого века Г. Минковский.
В мире Минковского положение тела может быть определено четырьмя величинами: тремя пространственными и одной временной. С его точки зрения, пространство и время не существуют отдельно друг от друга. Реальные события происходят одновременно в пространстве и времени. Но, продолжая точку зрения Минковского, если говорить о трехмерном пространстве реальности, то у времени также есть трехмерные измерения - прошлое, настоящее и будущее. В виртуальном пространстве можно говорить о значительном расширении хронотопа, а также об увеличении его гетерохронности. В то же время растет необходимость согласования хронотопа, потому что гетерохронность не позволяет человеку связать вместе определенные сегменты его жизненного пути.
Категория «хронотоп» в нейропсихологии развития
В работах Л.С. Выготского и его коллег четко прослеживается идея гетерохронности развития психических функций, то есть того, что разные психические процессы начинают интенсивно развиваться в разное время. В нейропсихологических исследованиях раннего онтогенеза многочисленные факты подтверждают, что функциональное развитие мозга в целом и его отдельных компонентов обладает несколькими векторами временного развертывания.
Например, правое полушарие в детстве немного опережает левое в развитии; срединные подкорковые структуры опережают развитие задних (теменных, височных, затылочных) отделов головного мозга; формирование префронтальных областей коры головного мозга происходит позже, чем других. Гетерохронность и гетеротопию можно увидеть в созревании структур мозга, которые обеспечивают такой важный аспект психической деятельности, как межполушарное взаимодействие.
Идея пространственно-временного определения онтогенеза также важна для дифференциации нормального и аномального развития. Таким образом, в детской психиатрии и патопсихологии было показано, что тот или иной симптом может иметь различное значение в зависимости от возраста, в котором он встречается. Важно подчеркнуть, что в современной психологии аномального развития пространство и время рассматриваются как ведущие параметры, без которых невозможно зафиксировать тип и характер психического дизонтогенеза. В работах В. В. Лебединского отмечалось существование необходимости определения местоположения травмы. Повреждение может быть локальным или общим, связанным с нарушением подкорковых и корковых регуляторных систем. На недостаточное развитие, или задержку формирования функции оказывает влияние не только ее время появления в онтогенезе, но и ее преимущественная связь с подкорковыми структурами или корковыми областями головного мозга.
Хронотоп также играет важную роль в психосоматических исследованиях, так как именно время (здесь речь идет о возрасте пациента или стадии лечения) обладает важнейшим значением в определении содержания внутренней картины заболевания.
Сегодня можно утверждать, что некоторые зоны мозга более или менее ответственны за обработку как пространственной, так и временной информации. Это, прежде всего, относится к височно-теменно-затылочной области левого полушария головного мозга. Известно, что при воздействии на эту зону нарушается так называемая семантическая афазия и понимание различных логических и грамматических конструкций.
Повреждения определенных областей головного мозга приводят не только к нарушениям современного развития различных психических функций, но и к снижению пространственной памяти, нарушениям организации произвольных движений и правильности локализации объектов в пространстве. Патология отделов лобных долей головного мозга соотносится с дезориентацией по месту и времени, связанной с нарушениями памяти.
Таким образом, психологический хронотоп может помочь в анализе направлений развития человека. В то же время необходимо подчеркнуть, что гетерохронность психологического хронотопа, как и любое нарушение гомеостаза, увеличивает интенциональность, задает направления развития. Поэтому необходимо проанализировать отдельные варианты развития психологического хронотопа, которые способствуют социализации и самореализации людей.