Интеллект и креативность
Креативность – это комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, которые способствуют выдвижению гипотез, генерированию оригинальных идей и нестандартному их решению.
Креативность сначала рассматривалась как функция интеллекта, уровень развития которого отождествлялся с уровнем креативности.
Что касается взаимоотношений креативности и интеллекта, то психологи на этот счет имеют несколько точек зрения. Такие исследователи как Р. Стенберг, Л. Термен, Г. Айзенк, Д. Векслер интеллект и креативность рассматривают как единую способность человека высшего плана. Эту точку зрения В.Н. Дружинин характеризует «как редукцию креативности к интеллекту». Речь здесь идет о том, что это творчество производное интеллекта, потому что высокие творческие способности характерны для высокого интеллекта. При низком интеллекте никакое творчество невозможно.
По мнению Г. Айзенка, выделять креативность как особую способность, необходимости нет. Способность к творчеству обеспечивается высокими значениями общего интеллекта. Ученые заинтересовались вопросом соотношения креативности и интеллекта и некоторые считали, что творческие способности свойственны высокому коэффициенту интеллекта. Креативность они рассматривали как следствие интеллекта. Опираясь на значимые, но невысокие корреляции между интеллектом и тестами Гилфорда на дивергентное мышление, английский ученый Г. Айзенк, предположил, что креативность является компонентом общей умственной одаренности.
Ответ на вопрос – будет ли высокий интеллект однозначно предполагать высокий уровень креативности, позволило дать лонгитюдное исследование, проходившее в США в 20-е годы. В исследовании, проводимом Л. Терменом, участие принимали 150 тыс. школьников и около 1,5 тыс. детей, которые по тестам интеллекта показали наиболее высокие результаты. В течение последующих 60 лет 4 раза проводили контрольные замеры достигнутых успехов исследуемых.
Результаты показали, что все члены выборки добились высокого социального статуса, с одной стороны, с другой стороны – ни один из обследуемых не показал исключительного таланта ни в науке, ни в искусстве. Однако был обнаружен один ребенок, который не дотянул нескольких баллов, требовавшихся в исследовании. Именно этот ребенок достиг того, что никому из избранных не удалось, став лауреатом Нобелевской премии.
В своем исследовании Л. Термен не обнаружил прямой зависимости креативности от интеллекта, а это значит, что можно быть интеллектуалом, не являясь творческой личностью.
Исследования, проведенные в лаборатории способностей Института психологии РАН, выявили парадоксальную зависимость – задачи на репродуктивное мышление хуже решают высококреативные личности, чем все другие испытуемые. Это объясняет затруднения, испытываемые в средней школе творчески одаренными детьми.
Ряд ученых, на основании данных, полученных в исследованиях, доказывают, что креативность определяется совокупностью умственных действий, навыков и стратегий, усвоенных прижизненно.
Исследования, посвященные формированию креативности, показали прямую её зависимость от условий социализации.
Научные подходы к пониманию креативности
Универсальной характеристикой личности является её интеллектуальный и творческий потенциал, от уровня которого зависит характер и успешность её взаимодействия с обществом.
Существует большой объем работ, связанных с исследованием творчества и творческих способностей человека, но единого подхода к пониманию данной категории у ученых пока нет. Причина этого кроется в сложности и многоаспектности этого феномена.
Креативность, по мнению М.А. Холодной, можно рассматривать в узком и широком значении. В узком смысле, креативность – это дивергентное мышление, при котором можно выдвигать множество идей относительно одного объекта.
В широком смысле, креативность – это творческие интеллектуальные способности порождать оригинальные идеи, отказываясь от стереотипных способов мышления.
Креативность В.Н. Козленко понимает в качестве формы исследовательской деятельности, а В.Н. Дружин считает этот феномен показателем одаренности.
Ученый считает, что творчески одаренный человек, имеет личностные особенности, связанные с созданием новых материальных и идеальных продуктов.
Все эти подходы к пониманию творческого потенциала предполагают системное многоуровневое психическое образование, которое включает интеллектуальный потенциал, мотивацию, эмоции, уровень эстетического развития, коммуникативные параметры.
Творческий потенциал человека отражается в инновационных трансформациях жизненных сфер – это мышление, коммуникации, когнитивная, профессиональная деятельность и др.
Сегодня есть несколько подходов к пониманию соотношения интеллекта и творческих способностей.
Первый подход говорит о том, что творческий потенциал не зависит от уровня интеллекта и выступает самостоятельным фактором. Это говорит о том, что творческие люди не могут иметь низкий интеллект, однако интеллектуалы могут быть с низкой креативностью.
Во втором подходе считается, что уровень интеллекта и творческий потенциал имеют прямую зависимость.
На наличие взаимосвязи креативности и интеллекта указывал М.Айзенк, считавший, что есть люди, которые хорошо владеют разными способами мышления, т.е. традиционное противопоставление креативности и интеллекта не оправдано.
Представители второго подхода основным фактором творческой деятельности выдвигают мотивации, ценности, личностные черты.
Творческая личность характеризуется когнитивной одаренностью, чувствительностью к проблемам, независимостью в сложных ситуациях.
Нейрофизиологические основы интеллекта
К основам психического мира относится сознание, мышление, интеллектуальная деятельность человека, память, речь. Они являются высшей формой адаптивного приспособительного поведения, высшими мозговыми функциями.
Исходя из этого, интеллект является интегральной деятельностью высших мозговых функций.
Когда в этой цепи выпадает одно из звеньев, а произойти это может при органическом локальном поражении головного мозга, то наступает функциональное расстройство центральной нервной системы, сопровождающееся снижением интеллектуальной деятельности.
Поражение лобных долей мозга, по данным Л.С. Цветковой, нарушает первичное понимание смысла предложения, задачи.
В результате патологического процесса в теменно-затылочной области, происходит нарушение гностической стороны интеллектуальной деятельности.
Анализируя дефекты при локальных поражениях мозга, Л.С. Цветкова приходит к выводу, что механизм нарушения интеллектуальной деятельности и форма его протекания связаны как с определенными участками мозга, так и с уровнем его поражения.
Уровень поражения мозга связан с уровнем психологической организации пострадавшего мыслительного процесса. Это заключение очень важно для установления топического диагноза, а также для выбора того метода, который будет более эффективным для восстановления интеллектуальной деятельности.
Интеллектуальные нарушения связаны с интеллектуальной деятельностью – с этим мнением Л.С. Цветковой солидарны и другие авторы. Результатом нарушения структуры интеллекта является нарушение интеллектуальной деятельности при локальных поражениях головного мозга.
Большая роль в происхождении высших мозговых функций принадлежит социальным факторам, которые, по мнению Е.И. Гусева, являются общественно-историческими.
При выявлении нарушений мозговых функций, таким образом, важно учитывать их национальную специфику.
Значительная роль в развитии высших мозговых функций, а значит и интеллектуальной деятельности, принадлежит процессу социализации, которая происходит под воздействием самых разных сторон социальной среды.
В целом, можно сделать такие выводы:
- интеллект является интегральной деятельностью высших мозговых функций;
- к этим функциям относится речь, гнозис, память, праксис, мышление, сознание, стеническое психодинамическое состояние;
- работа функций обеспечивается различными мозговыми структурами, объединенными в структурно-функциональные блоки;
- вместе с межфункциональными связями высшие мозговые функции составляют структуру интеллекта;
- нарушение структуры интеллекта будет сопровождаться снижением интеллектуальной деятельности.