Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование невербальной коммуникации в деловом общении

Общение людей не ограничивается устными или письменными сообщениями. В процессе коммуникации важную роль играют мимика, эмоции собеседника, используемые жесты, манеры. Исследования выявили, что 70% информации передается путем невербального общения и лишь 30% - через вербальное общение. Полученные данные обращают особое внимание на значение невербального общения для взаимопонимания собеседников, необходимо обращать внимание на значение мимики и жестов собеседника.

Замечание 1

Проявление невербального общения обусловлено импульсами человеческого подсознания, подделать эмоции невозможно, поэтому этому языку можно доверять больше, чем вербальным методам.

Любой деловой контакт, его успешность зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником. Доверительный контакт зависит от того, как люди держат себя в разговоре. Исходя из этого, следует обращать пристальное внимание на мимику, жесты, позы, манеру поведения собеседника.

Интерпретируя язык мимики, читая жесты реально осуществить обратную связь, играющую важную роль в процессе делового взаимодействия. Так, собеседник может понять, что вы говорите и как вы это делаете – с одобрением или неприязнью, с открытостью или замкнутостью, увлечен предметом беседы или скучает.

Невербальные средства в деловом общении

К средствам невербального общения относятся:

  • Мимика (выражение лица) – демонстрация/скрытие эмоций.
  • Жесты – подчеркивают эмоциональность высказываемой речи.
  • Взгляд – направление взгляда свидетельствует о внимательности/невнимательности восприятия информации.
  • Паралингвистические и экстралингвистические сигналы – тембр речи, интонация, речевые оттенки, влияющие на смысл высказывания.
  • Дистанция – расстояние, личное пространство каждого собеседника.
  • Тактильный контакт – уровень общения с собеседником (рукопожатия, похлопывания, толчки).
  • Ориентация в пространстве – положение партнеров по отношению друг к другу, оно меняется в зависимости от сотрудничества/соперничества.
  • Поза – меняется в зависимости от эмоционального состояния человека, указывает на межличностные отношения.
  • Внешний вид – собеседник информирует окружающих о своем положении в социуме, самооценке.
«Использование невербальной коммуникации в деловом общении» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Паралингвистические особенности невербальной коммуникации в деловом общении

Часто в деловом общении используются так называемые «риторические уловки» - эмоциональные возбудители, вызывающие у партнера эмоции и переживания. В деловой коммуникации очень важно не только вызвать эмоции у собеседника, но и добиться определенного делового результата. Для получения положительного результата необходимо учесть психотип собеседника.

Энергетика, экспрессия и тональность речи является беспроигрышным вариантом в достижении желаемого результата коммуникации. Правильное произнесение слов, верная манера поведения способствует проявлению интереса со стороны собеседника и созданию доверительной ситуации.

Особо разнообразной и проникновенной является интонация, которая глубоко проникает в душу собеседника. Интонация – звуковые средства языка, связанные с голосом, не требующие концентрации внимания на содержании сказанного.

Человеческий голос имеет следующие характеристики:

  • Громкость речи – высокая говорит об истинности высказывания, либо о самодовольстве; малая указывает на сдержанность, скромность или слабость.
  • Скорость речи – быстрая свидетельствует об уверенности, импульсивности собеседника; спокойная – о рассудительности и невозмутимости.
  • Артикуляция речи – правильное, точное произнесение слов указывает на внутреннюю дисциплину; расплывчатое произношение – вялость, неуверенность, уступчивость.
  • Режим, течение речи – ритмическое говорит об уравновешенности, богатстве чувств; цикличное, правильное – дисциплинированность, напряжение.

Дистанция в деловом общении

Определение 1

Дистанция – это расстояние, которого придерживаются собеседники, относительно друг друга.

Пространство человека подразделяется на 4 зоны.

Интимная зона – индивидуальное пространство человека (расстояние вытянутой руки), куда не подпускается кто-либо из собеседников. Многие люди с трудом переносят ситуации, когда кто-то приближается ближе границы интимного пространства. Человек сам определяет, кого он хочет видеть в этой зоне.

Граница интимного пространства зависит от внешних и внутренних обстоятельств:

  • От статуса собеседника;
  • От собственного настроения.

Нарушение границ пространства делового человека сопровождается следующими сигналами:

  • ёрзанье, говорящее о желании уйти;
  • постукивание пальцами по поверхности;
  • зажмуривание глаз;
  • хватание предметов (например, карандашей);
  • опора на руки говорит о желании подняться и уйти;

Личная зона – расстояние, на котором совершаются деловые взаимодействия, коммуникативный процесс. Из личной зоны происходит вторжение в интимное пространство. Личностная дистанция характерна для дружеских встреч, деловых переговоров, приема посетителей, консультирования.

Социальная зона – расстояние, на котором держатся от людей, с которыми не знакомы или недостаточно знают. Такое расстояние используется при групповой встрече деловых лиц. Социальная зона граничит с личным пространством, важно, чтобы партнеры контролировали сигналы тела, свидетельствующие о приближении в личной границе.

Публичная зона – расстояние, используемое при взаимодействии с большой группой людей, с массовой аудиторией. Зона считается открытой.

Замечание 2

Итак, в деловом общении важным элементом этикета является соблюдение границ взаимодействия. Нарушение дистанции может обернуться серьезными последствиями.

Таким образом, общаясь, взаимодействуя в деловой обстановке необходимо правильно воспринимать и интерпретировать жесты, мимику, интонацию, телодвижения собеседника, а также соблюдать дистанцию. Невербальное общение дополняет и усиливает вербальное общение, поэтому адекватное восприятие партнера позволяет гибко реагировать на изменение ситуации общения. Именно эти качества необходимы и незаменимы для людей, занятых в деловой сфере.

Дата последнего обновления статьи: 28.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot