Девиантное поведение в подростковой среде и причины его формирования
Девиантное поведение – это поведение личности, устойчиво отклоняющееся от общепринятых норм.
Причины такого отклонения находятся в особенностях взаимодействия человека с окружающим миром, самим собой, социальной средой. Многие исследователи к причинам девиантного поведения относят наследственность, воспитание, обучение, социальную активность самого человека.
Исходя из этого, Ю.А. Клейберг, А.В. Мисько, Т.Р. Алимханова выделяют три основных фактора девиантного поведения:
- биологический,
- психологический,
- социальный.
Рисунок 1. Факторы, способствующие возникновению девиантного поведения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В работе с детьми самым значимым фактором является социальный. Прежде всего – это семья, оказывающая влияние на формирование девиантного поведения. К неблагополучным семьям, где могут вырастать дети с девиантным поведением, Л.С. Алексеева относит конфликтную, аморальную, педагогически некомпетентную, асоциальную семью. С точки зрения Г.П. Бочкаревой девиантное поведение ребенка может формироваться в семьях с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители неуважительно относятся к своим детям, равнодушны и грубы к ним. Ребенок в такой семье ищет эмоционально значимые отношения за пределами семьи и находит их.
К причинам отклоняющегося поведения З.В. Баерунас относит:
- отсутствие воспитательного воздействия на ребенка;
- насилие и подавление в воспитании;
- предоставление излишней самостоятельности из эгоистических соображений;
- несогласие родителей в вопросах воспитания.
Четыре типа неблагополучных семей выделяет Б.Н. Алмазов – семьи с недостатком воспитательных ресурсов, конфликтные семьи, нравственно неблагополучные, педагогически некомпетентные.
Динамика отклоняющегося поведения, по его мнению, имеет три стадии:
- компенсаторно-уступчивую, когда ребенок стремится снять внутреннее напряжение через демонстрацию уступчивости, готовности взять на себя скучную работу;
- конфликтно-демонстративную, приходящая на смену предшествующей линии поведения при отсутствии желаемых результатов;
- внутренне-средовую изоляцию – ребенок ориентируется на мнение единомышленников и перестает считать себя членом группы.
Причиной появления «трудных детей», по мнению М. Раттер, являются конфликты в семье, смерть одного из родителей, недостаточная их любовь, жестокость, непоследовательность в воспитании и др. Отсутствие тепла и привязанности между членами семьи, психические расстройства родителей, асоциальное поведение, система наказаний и поощрений в семье тоже находятся в ряду причин появления детей с девиантным поведением.
В воспитании ребенка одинаково опасны чрезмерная любовь и жестокость родителей.
Таким образом, можно сказать, что основной причиной появления девиантного поведения у ребенка является не состав и структура семьи, не уровень её материального благополучия, а психологический климат в семье.
Информационная среда и девиантное поведение подростков
Под информационной средой понимается совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации.
Огромное количество стандартных образцов поведения обрушивается на каждого человека с экранов телевизора, а если эти образцы повторяются многократно, то человек принимает их.
Информационная среда имеет неодноплановый характер, что является её характерной особенностью, кроме того, ей свойственны психологические процессы – заинтересованность, подражание, формирование ценностей и стереотипов в массовом сознании через определенные установки.
На каждого человека информационная среда оказывает разное влияние, но более всего ей подвержены подростки. Причина этого заключается в том, что подросток полностью ещё не сформирован и более подвержен воздействию окружающей его действительности.
Многовекторность информационной среды означает передачу той или иной информации от коммуникатора к реципиентам, которые при приёме этой информации играют пассивную роль. Они же, передавая полученную информацию, становятся активными коммуникаторами.
Психологи Запада установили, что дети, воспитанные телевидением, имеют недоразвитую речь и чувства, поэтому в школе они не воспринимают информацию, идущую от учителя.
Английские специалисты заявляют, что за последние десятилетия увеличилось число детей, которые воспринимают только зрительную информацию и не слышат то, что говорит учитель.
Смена привычного для них визуального восприятия на словесное проходит с большими трудностями.
Восприимчивость подростков, как к положительному, так и отрицательному воздействию информационной среды, создает разные варианты поведения, включая девиантное.
Нарушение общественных норм приобретает массовый характер и ставит данную проблему в центр внимания социологов, педагогов, социальных психологов, медиков, правоохранительных органов.
Подростковый возраст, связанный с процессом социализации, проходит интенсивно и неоднозначно, поэтому нуждается в советчике, а это, прежде всего, родители и родные люди.
Однако эту роль довольно часто выполняют средства массовой информации и, в частности, молодежные журналы, яркие, красивые, эмоциональные, поэтому срабатывает не то, что нужно и полезно, а то, что ярко.
Наряду с внешними факторами воздействия девиантное поведение обусловлено и внутренними, т.е. психологическими факторами, что является его отличительной чертой.
Внешняя среда и её явления действуют как мощный мотивообразующий фактор, преломляющийся в сознании личности. На индивидуальном уровне это подталкивает к совершению определенных поступков.
Специалисты считают, если телефильмы и передачи содержат сцены насилия, то возрастает риск формирования девиантного поведения у подростков. Выводы проведенных исследований говорят о прямой зависимости между демонстрируемыми сценами агрессии и проявлением насилия, что способствует запуску механизму подражания.
Влияние СМИ на современного ребенка
Воспитательные функции семьи и школы за последние 15-20 лет заметно уменьшились. Общение родителей и детей уходит на второй план, а влияние средств массовой информации на процесс социализации и формирование мировоззрения, возрастает.
Довольно часто СМИ дают результаты, которые не всегда удается предусмотреть или исправить.
Контроль над рынком средств массовой информации сегодня отсутствует, а это пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подростков.
С одной стороны, средства массовой информации помогают в расширении кругозора и любознательности, а с другой стороны - влияние их компонентов негативно сказывается на воспитании личности.
Специалисты говорят, что ребенок к 6-7 годам перестает бояться кровавых зрелищ и число детей с агрессивным поведением ежегодно увеличивается.
Наблюдения показывают, что компьютерные игры и СМИ влияют на эмоционально-волевую сферу ребенка в большинстве случаев негативно.
Надо сказать также и о том, что в развитии образовательного телевидения, к счастью, появляются новые каналы для детей от 4 до 17 лет с полезной и занимательной информацией. Передачи этих каналов представляют программы по развитию речи, духовной и физической грамотности, развлекательные, познавательные программы, интеллектуальные викторины, художественные и мультипликационные фильмы.