Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой мышления: Дж. Гилфорд, Е. Торренс, Э. Боно и др.
Далее рассмотрим понятие творческого мышления, факторы, которые оказывают влияние на интенсивность творчества, а также навыки и приемы творческого мышления.
Понятие творческого мышления
Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера.
Творческие способности – это способности, которые направлены на преобразование как внутреннего, так и внешнего мира человека.
Также термин «творчество» рассматривается как процесс познавательной деятельности, которая может вести к оригинальному разрешению той или иной проблемы.
Синонимом творческих способностей часто выступает термин «креативность». Креативность может проявляться во всех личностных сферах человека.
До появления данного термина многие ученые пытались по-другому обозначить данное свойство. Так, например, В. Джеймс называл это «проницательностью». Он считал, что в ее основе лежит ассоциативный процесс.
Ассоциативный процесс в творчестве также рассматривали:
- Г. Э. Мюллер (решение как результат возникает в сознании человека на основе ассоциации в процессе активизации определенных элементов мозга);
- Б. М. Бехтерев, И. П. Павлов и др.
Факторы интенсивности творчества
- Проблема. Проблема представляет собой цель, к которой необходимо прийти в процессе применения творчества. Именно проблема активизирует креативность. На этом построено проблемное обучение.
- Опыт. Творчество человека берет свое начало в реальной жизни, видоизменяя те предметы или события, которые индивиду довелось пережить.
- Время. Время представляет собой пространство, в котором индивид может набраться опыта.
- Эмоциональное переживание. Разнообразие и глубина переживаемых эмоций стимулирует творчество человека.
- Культура. Результат творчества человека, несомненно, детерминируется окружающей действительностью.
Навыки и приемы творческого мышления
Развитие творческого мышления может происходить по следующему алгоритму.
- Цель творческого процесса. Основной цель творчества является создание чего-либо качественно нового.
- Степень разработанности. Творчество возможно в самых различных сферах. Важно определиться со сферой, а далее изучить то, что уже было получено в контексте данной области. Это также может стимулировать творческое мышление.
- Навыки творческого мышления. Существует множество методик по развитию навыков творческого мышления:
- определение задачи разными путями (переформулировка задачи может существенно облегчить творческий поиск и процесс);
- мозговой штурм (этапы: постановка проблемы, генерация идей (здесь нет ограничений), отбор и оценка полученных идей);
- работа с людьми, специализирующимися в различных областях, для того, чтобы увеличить вероятность бисоциативного мышления;
- рассмотрение всех изменений физического состояния в контрольном списке творческих идей;
- организация окружающей внешней среды для повышения творческой мотивации;
- риск (поощрение риска и нетривиальности мышления);
- поиск возможных решений с помощью вопросов;
- комбинирование свойств знакомых предметов;
- оценка решений задачи и других ее аспектов с помощью категорий «плюс-минус-интересно»;
- составление предложений о задаче с использованием слов-связок;
- сбор дополнительной информации;
- использование аналогий;
- визуализация задачи.
Методы стимулирования творческого мышления
- Минимизация отрицательного влияния всякого рода запретов с помощью:
- расширение круга интересов личности,
- самоидентификация с другой личностью (определенная проблема с точки зрения другого индивида),
- переключение внимания,
- смена деятельности.
- резкая смена обстановки,
- смена окружения,
- смена сферы деятельности.
Также одним из эффективных методов является метод списка. В нем должны содержаться различные качества, вопросы и пути решения по заданной проблеме. Это так называемые «контрольные» списки творческих людей. Они заставляют изменять готовый ответ для увеличения гибкости мыслительных процессов.
Дулитл (Doolittle, 1995) обнаружил, что при творческом решении задач гораздо важнее использование нескольких разных типов решения, чем многих решений, основанных на одном и том же принципе. В одном из исследований, посвященных изучению применения списков для стимулирования творческого мышления, Дэвис и Роветон (Davis & Roweton, 1968) выдали студентам приведенный ниже перечень, озаглавленный как «Помощь при размышлениях об изменении физического состояния»:
- Прибавить или отнять что-нибудь
- Изменить цвет
- Изменить материал
- Поменять местами части
- Изменить форму
- Изменить размер
- Изменить внешний вид
Студентам было дано задание: «Придумайте как можно больше вариантов, как изменить чертежную кнопку». Дэвис и Роветон (Davis & Roweton, 1968) говорят, что группа, которая пользовалась этими списками, «выдала» гораздо больше творческих идей, чем контрольная группа, не получившая списков.