Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой мышления: Дж. Гилфорд, Е. Торренс и др.
Далее рассмотрим понятие творческого мышления, факторы, которые оказывают влияние на интенсивность творчества, а также диагностику творческого мышления.
Понятие творческого мышления
Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера.
Творческие способности – это способности, которые направлены на преобразование как внутреннего, так и внешнего мира человека.
Также термин «творчество» рассматривается как процесс познавательной деятельности, которая может вести к оригинальному разрешению той или иной проблемы.
Синонимом творческих способностей часто выступает термин «креативность». Креативность может проявляться во всех личностных сферах человека.
До появления данного термина многие ученые пытались по-другому обозначить данное свойство. Так, например, В. Джеймс называл это «проницательностью». Он считал, что в ее основе лежит ассоциативный процесс.
Ассоциативный процесс в творчестве также рассматривали:
- Г. Э. Мюллер (решение как результат возникает в сознании человека на основе ассоциации в процессе активизации определенных элементов мозга);
- Б. М. Бехтерев, И. П. Павлов и др.
Факторы интенсивности творчества
- Проблема. Проблема представляет собой цель, к которой необходимо прийти в процессе применения творчества. Именно проблема активизирует креативность. На этом построено проблемное обучение.
- Опыт. Творчество человека берет свое начало в реальной жизни, видоизменяя те предметы или события, которые индивиду довелось пережить.
- Время. Время представляет собой пространство, в котором индивид может набраться опыта.
- Эмоциональное переживание. Разнообразие и глубина переживаемых эмоций стимулирует творчество человека.
- Культура. Результат творчества человека, несомненно, детерминируется окружающей действительностью.
Диагностика творческого мышления
Рассмотрим концепцию креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса.
Дж. Гилфорд впервые указывал на определенное различие между конвергенцией и дивергенцией как мыслительными операциями.
- Конвергенция. Конвергентное мышление активизируется в том случае, когда задача представляет собой поиск единого верного решения на основе множества условий.
- Дивергенция. Дивергентное мышление является противоположным конвергентному. Данный тип мышления как бы может идти в разных направлениях. Здесь допускается несколько путей решения той или иной задачи.
На рисунке ниже представлена упрощенная схема процесса конвергентного мышления.
На рисунке ниже представлена упрощенная схема процесса дивергентного мышления.
Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:
- оригинальность — способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;
- семантическая гибкость — способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования;
- образная адаптивная гибкость — способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;
- семантическая спонтанная гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.
Общий интеллект не включается в структуру креативности. На основе этих теоретических предпосылок Гилфорд и его сотрудники разработали тесты программы исследования способностей (ARP), которые тестируют преимущественно дивергентную продуктивность.
Примеры тестов на креативность приведены ниже.
- Тест креативности Э. Торренса.
- Оценка креативности
- Диагностика словесного творческого мышления;
- Диагностика невербального творческого мышления.
- Беглость
- Гибкость
- Оригинальность
- Разработанность
- Сопротивление
- Абстрактность
- Оценка любознательности
- Воображения
- Склонности к риску
- Сложности
- Оценка творческого мышления
- Любознательности
- Оригинальности
- Интуиции
- Эмпатии
- Чувства юмора
- Творческого отношения к профессии
- Воображения
- Беглость
- Гибкость
- Оригинальность
- Точность