Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Диагностика умственного развития и общих способностей

Определение 1

Диагностика умственного развития — это определение степени развития интеллекта посредством проведения специальных тестов.

Развитие диагностики

В начале прошлого столетия доминирующие теоретические основы отечественной психодиагностики были представлены парадигмами генетически обусловленного интеллекта (Ф. Гальтон) и биологически детерминированного развития в онтогенезе (А. Бине).

Тогда за основу диагностики принимались традиционные тесты интеллектуального развития, которые со временем были признаны как не эффективные в деле оценки развития личности. Как правило, результаты такого тестирования, сравнивают со статистическими нормами. Установка норм происходит через апробацию тестов на репрезентативной выборке. Результат определенной группы становится эталоном и стандартом. Далее индивидуальные результаты сравниваются и оцениваются по нему.

Статья: Диагностика умственного развития и общих способностей
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Наиболее существенные недостатки традиционных инструментов диагностики умственного и интеллектуального развития включают:

  • Представления о процессе психического развития в качестве только количественного процесса;
  • Использование общих схем в диагностике различных возрастных периодов (например, дошкольного и школьного);
  • Отсутствие учета качественных изменений, происходящих в процессе перехода от одного периода к другому;
  • Представления о неизменности темпа развития, оказывающиеся наследственно предопределенными;
  • Возможность построения на основе такой диагностики коррекционно-педагогических мероприятий.

На основе трудов ведущих российских ученых Выготского, Рубинштейна и Леонтьева, которые раскрыли общественно-историческую обусловленность психики человека и концептуальное соотношение сознания и деятельности, стала активно развиваться диагностика, в основе которой лежит деятельностная концепция личности, ориентированная на развитие ребенка.

Новые диагностические системы стали исходить из посылки, что любые свойства психики не могут быть проанализированы сами по себе в качестве устойчивых характеристик человека. Они должны быть напрямую связаны с деятельностью.

«Диагностика умственного развития и общих способностей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Традиционная диагностика ориентируется на оценку результатов деятельности. Диагностика, которая происходит через деятельностный подход, занимается исследованием самого процесса деятельности, а также средств, применяемых для достижения результата.

Традиционная диагностика была не приспособлена к решению задач и запросов общественной практики. Тогда появляется прикладная психология, которая получила название «психотехники» («педологии»). Это направление становится популярным в образовательной практике.

Особенности диагностики

В отечественной психологии в последние годы осознается необходимость согласовать теоретические разработки и эмпирические результаты. По этой причине появилась потребность в методах, позволяющих решать качественно данную задачу. Такие направления психологии, как исследование личности, умственного развития, способностей, тест стал инструментом теоретического исследования.

Используя метод тестов, ученым удалось преодолеть методологический тупик. В нем оказались авторы различных концепций и интуитивных догадок, умозрительные построения которых не предполагали способов обоснования истинности суждений.

Наиболее согласованная концепция теста диагностики умственного развития и способностей появилась в отечественной педагогической психологии. Тест представляет собой инструмент, который состоит из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий. Он является стандартизированной процедурой, осуществляется по заранее спроектированной технологии. В завершении обрабатываются и анализируются результаты.

Тесты необходимы для измерения качеств и свойств личности. Это очень важно, например, в процессе систематического обучения. Тесты предлагается рассматривать не как аналогию отдельных заданий и экзаменационных вопросов, а как анкету или головоломку.

В основе тестов умственного развития находится набор заданий, который специально подготовлен и испытан. Эти задания дают возможность объективно и надежно провести оценку исследуемых качеств и свойств. Для этого предусмотрены точные статистические методы.

Диагностика мыслительной деятельности

Диагностика умственной деятельности и способностей представляет собой исследование мыслительной деятельности. Такая диагностика возможна в рамках решения учениками школы какой-то новой проблемы. Методы проблемных ситуаций бывают различными. Здесь важно отстраивать проблему с помощью задания по использованию уже известных знаний в абсолютно новых ситуациях.

В диагностике часто используется проблемно-синтетическая методика, разработанная З. И. Калмыковой. Ее относят к методикам, которые диагностируют уровень развития способностей и мышления на основании зоны творческой самостоятельности. Анализ зоны активного обучения в пределах этой методики происходит в ходе обучающего эксперимента.

Успехи, которые связаны с применением метода формирующего эксперимента, не стали основанием для недооценки прочих методик диагностики. Возможности представленного метода нельзя считать безграничными. Всегда можно выбрать задания такого уровня, в которых метод не сработает (например, список признаков исследуемого понятия очень большой или даже неизвестен ученику). В этих же случаях, в которых по жесткой схеме успешно развивается понятие и умение, у учеников разворачивается самостоятельная интеллектуальная активность. По этой причине оценка успешности планомерного создания понятий происходит с помощью сочетание формирующих и диагностических методов.

Перспективное направление в диагностике связано с анализом возможности прогнозирования мышления в качестве функции. В нем популярность получили диагностические методики, исполнение которых строится на примере эмпирически подобранного предметного материала.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot