Опосредованное мышление — это мышление, не способное искажать окружающую действительность, а, наоборот, позволяющее познавать ее более глубоко, верно и полно.
Особенности мышления
Обобщение дает возможность выявления не только существенных свойств окружающих вещей, но и основных закономерных связей между предметами и явлениями. Помимо прочего, опосредованный характер мышления предоставляет возможность углубления информации, ее расширения. Это обусловлено тем, что область мышления шире, чем область того, что воспринимается человеком.
Например, если опираться на чувственное восприятие и выйти за его рамки, в процессе мышления человек способен познать прошлое планеты, включая процесс развития растительного и животного мира. Благодаря ему люди могут с определенной достоверностью предсказывать будущее Земли. Таким образом, в ходе мышления происходит познание того, что вообще недоступно для восприятия и представления.
Еще одна важнейшая характерная особенность мышления заключается в том, что оно всегда относится к решению определенной задачи, возникающей при познании или осуществлении практической деятельности. Процесс мышления более ярко проявляется только в том случае, когда возникает проблема, которую нужно решать.
Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который представляет собой цель мышления. При этом ответ на вопрос невозможно найти сразу, он определяется посредством некоторых умственных операций, в ходе которых информация проходит видоизменение и преобразование.
Отличие мышления от ассоциативного течения интеллектуальных процессов
При рассмотрении проблемы мышления, А. А. Смирнов предупреждал о потребности в различии мышления и ассоциативного течения интеллектуальных процессов. Осуществляя мыслительную деятельность, человек широко использует ассоциации, так как они весьма существенно помогают решать мыслительные задачи.
Например, человек может нередко специально вспоминать из прошлого опыта случай, который похож на тот, с которым он столкнулся сейчас. Возникающие при этом ассоциации могут применяться для решения определенной мыслительной задачи, не уводя от нее, а приближая к ответу. Подобные ассоциации способны вплетаться в общую цепь, а каждая из них представляет собой ступень для следующей. Следовательно, ассоциации, которые задействуются при мышлении, контролирует воля, а их воспроизведение производится с определенной целью.
В случае с ассоциативным течением интеллектуальных процессов дело обстоит другим образом. Главное отличие заключается в том, что здесь человек не ставит перед собой никаких целей, так как не решает никаких задач. В этой ситуации происходит смена одного процесса на другой только по той причине, что он связан с ним ассоциативно.
В соответствии с тем, воспроизведение каких ассоциаций происходит, мысли и представления способны идти в различных направлениях, включая те, которые уводят от исходного пункта. Яркий пример, подтверждающий это, представлен исследованием, проведенным П. П. Блонским.
Сущность эксперимента Блонского состоит в том, что человеку было предложено описать все происходящее в его сознании после того, как он услышит слово, сказанное экспериментатором.
Испытуемый лежал при этом в расслабленном состоянии. Было сказано слово «палочка». Ответ испытуемого заключался в следующем:
- дирижерская палочка,
- знакомый учитель пения,
- композитор Глинка,
- портрет Глинки в шапочке,
- римлянин, похожий на Нерона,
- дворец в Риме, идет человек в белом,
- сад с розами, аллея и масса воинов,
- большое дерево с вылетающими белыми птицами оттуда - это стрельба,
- пули – пули превращаются в звериные лапы с белыми когтями, которые ползут, расплываются - это дорога,
- дорога превращается в водопад на Кавказе...
Ассоциативное течение интеллектуальных процессов можно очень часто наблюдать при утомлении и желании отдохнуть. Почти у всех людей перед засыпанием в голове пролетают разные мысли, сменяя одну за другой. Они и представляют собой ассоциации. Но иногда ассоциативное течение интеллектуальных процессов наблюдается и в нормальном состоянии (например, человек начинает говорить об одном и под влиянием ассоциаций продолжает о другом, постепенно уходя от темы разговора).
Исключительно важной особенностью мышления является неразрывная связь с речью. Тесная связь между мышлением и речью выражается, прежде всего, в том, что мысли в любом случае облекаются в речь. Это происходит даже тогда, когда речь не обладает звуковой формой (например, глухонемые люди).
Человек всегда думает словами, то есть не может мыслить, не произнося их. Так, специальными приборами регистрации мышечных сокращений отмечено во время протекания у человека мыслительного процесса существование незаметных для самого человека движений голосового аппарата.
Выражение мыслей
Речь представляет собой своеобразное орудие мышления. Например, взрослыми и детьми гораздо лучше решаются задачи, если происходит их формулирование вслух. Напротив, когда в эксперименте у школьников был зафиксирован язык (зажим зубами), то качество и количество решенных задач ухудшилось. В этой ситуации мысли все равно были облечены в слова, а затруднение в решении задач связано с тем, что при фиксации языка проявляются трудности с движением речевого аппарата.
Выражение мысли с помощью слов — это достаточно сложный процесс, который состоит из нескольких этапов. Когда человек стремится изложить свою мысль в развернутой речевой форме, он должен иметь соответствующий мотив высказывания (например, потребность в решении какой-либо проблемы). Формирование мотива при этом является движущей силой процесса и первым, основным этапом.
На второй стадии происходит возникновение мысли и общей схемы того содержания, которое в последующем необходимо воплотить в высказывании. Это стадия подготовки высказывания мысли, которая также обладает особым значением. На ней происходит перешифровка (перекодирование) замысла в развернутую речь и создается порождающая (генеративная) схема развернутого речевого высказывания.