Мода – это временное преобладание какого-либо одного стиля, определенных ценностей и предпочтений в определенной социальной среде в определенный период.
Сущность понятия «мода» и его развитие
Понятие моды относят ко многим вещам, включая прическу, манеру одеваться, поведение, место совершения покупок (дорогие магазины, супермаркеты, рынки), образ жизни, обустройство жилья, вид автомобиля, политические воззрения, идеология и даже религия. На все общество мода распространена лишь в том случае, когда имеется возможность подражания одних социальных групп (класса) другим. Это происходит благодаря заимствованию определенных культурных образцов.
В традиционных и сословных типах общества обычай и право более жестко и четко, чем мода, закрепляли соответствующие культурные образцы за определенными социальными группами. Так, в средние века в Европе представители низших сословий не имели права носить одежду ярких цветов, тогда как знатные люди носили одежду из цветастых тканей.
Впервые на особенные черты общества, в котором появляется и действует массовая мода, указал немецкий ученый Г. Зиммель в конце 19 века. Им было отмечено, что в обществе должны быть предусмотрены различия между социальными слоями по престижу. Он считал, что представители низших слоев стремились занимать более высокое положение в обществе, имея для этого возможности. Эти признаки отличают капиталистическое общество.
Мода начинает действовать в социальных системах, для которых присущи следующие черты:
- Динамичность;
- Мобильность и социальная дифференциация;
- Открытость на основе развитых каналов коммуникации;
- Избыточность в виде развитой системы тиражирования материальных и культурных благ.
Мода является процессом, который постепенно развивается внутри старых социальных форм. Появление моды в XII—XIII вв. в Западной Европе можно связать с формированием городской культуры и появлением потребности в новых формах коммуникации.
Социально-психологические механизмы моды
Мода представляет собой социальный регулятор. Она демонстрирует социальное неравенство в обществе и обозначает разницу между социальными группами. Считается, что разные социальные группы обладают неравными возможностями и стимулами для участия в модном поведении, при этом модные образцы имеют разную стоимость. С другой стороны, мода способна сглаживать различия между социальными группами, поскольку становится фактором демократизации современного общества.
Мода — это не только средство демонстрации социального статуса. Она может выступать как средство или форма массовой, межгрупповой и внутригрупповой коммуникации.
Моду можно связать со следующими социально-психологическими механизмами общения:
- Внушение,
- Заражение,
- Убеждение,
- Подражание.
В основе психологии подражания находится имитационный рефлекс. Более глубоким и широким явлением становится взаимное уподобление, названное социальной идентификацией. Оно напрямую относится к модному поведению.
Идентификация становится внутренним социально-психологическим механизмом общения. Она формирует основу для сознательного уподобления и одновременного сознательного обособления. Благодаря моде происходит проявление уподобления индивида членам своей группы и одновременно противопоставление членам других групп.
Мода как социально-психологическое явление характеризуется тем, что следование ей показывает отношение человека к обществу, к окружающему миру, к самому себе. С одной стороны, люди желают сохранить собственную индивидуальность, а с другой стороны, стремятся идентифицировать себя с другими. Скрытая потребность подчиниться моде начинает бороться со стремлением быть независимым от нее, не подражая другим, а отличаясь от них.
Мода исключила подлинный выбор, так как предложила человеку готовые варианты и стандартные образцы поведения. Им люди следуют бездумно, поддерживая вместе с тем иллюзию развития индивидуальности. В этом как раз и находит проявление защитная (компенсаторная) функция моды.
Мода как социальный феномен
Мода является процессом социального конструирования границ, находящихся между модной и немодной частью социального пространства. Она разграничивает модных и немодных людей. В модной части социального пространства происходит развитие быстротекущего процесса смены потребительских моделей, которые играют роль символов современности и престижности. В немодной части процессы потребления осуществляются гораздо медленнее, так как здесь отсутствует безудержная гонка.
Идентификация двух частей социального пространства производится их участниками с помощью категорий «мы» и «они». Самоидентификация «Я — модный человек» приводит к соответствующей динамической потребительской практике. Она включает мониторинг модных процессов (например, покупка журналов мод, просмотр соответствующих телепередач и др.).
Мода представляет собой процесс, который показывает тенденцию к постепенной институционализации. Она предполагает появление различных профессионалов в сфере моды (кутюрье, обозреватели, репортеры, манекенщицы, фотомодели, мастера швейного дела и т.д.). В модной части пространства доминируют две ценности, включающие современность и престиж. Они тесно переплетаются и соединяются в единое целое. По этой причине в качестве содержания модного поля выступает престижная современность.
Мода имеет характер массового потребления и конструирования границ. В рамках физического пространства высокая мода концентрируется на подиуме, а мода – на улице и в общественных местах. Категории «высокая мода» и «мода» можно соотнести как искусство и утилитарную массовую культуру. Мода начинается там, где начинает появляться массовость моделей. Высокая мода, как и любое искусство, предпочитает свободу творчества.