Межличностный конфликт
Межличностный конфликт – это открытое столкновение двух и более личностей, имеющих различные, как правило, противоположные взгляды цели, интересы
В конфликтах выделяют субъект и объект конфликта. Субъектами являются участники конфликта, которые стремятся доказать свою правоту, отстоять свои взгляды и цели. Объект – это то, ради чего субъекты конфликтуют, и чем стремятся обладать.
Межличностные конфликты могут возникать в различных сферах жизни людей (на работе, в семье и т.д.). При этом личность может отстаивать как свои собственные интересы, так и интересы различных групп, коллективов или организаций.
Как правило, в процессе конфликта личность испытывает непреодолимое желание отстоять свою точку зрения, пренебрегая аргументами оппонента, и убежденность в безальтернативности своих суждений. Каждый участник испытывает острые эмоциональные переживания, часто теряет контроль над своими эмоциями, предъявляет обвинения оппоненту.
На возникшую конфронтацию влияют личные отношения между субъектами, которые могут быть сформированы на основе мнений других людей, слухов и суждений. Кроме того, личная неприязнь может стать преградой на пути к разрешению конфликта.
Функции межличностного конфликта
Межличностный конфликт может выполнять как положительную, так и отрицательную функцию.
Конструктивная, положительная функция конфликта помогает определить суть проблемы и найти ее продуктивное решение, улучшает взаимоотношения между людьми. К признакам конструктивной функции можно отнести:
- Разрешение противоречий;
- Устранение проблемы, которая являлась сутью конфликта;
- Снижение эмоциональных переживаний субъектов;
- Повышение авторитета перед оппонентом;
- Развитие личности субъекта;
- Улучшение взаимоотношений между личностями;
- Сплоченность перед возникшими проблемами;
- Корректировка поведения участников конфликта.
Отрицательной стороной конфликта является деструктивная функция. Она проявляется:
- Разрушением или ухудшением межличностных отношений субъектов конфликта;
- Негативным влиянием на самочувствие индивида и его психику;
- Формированием или укреплением личной неприязни к оппоненту;
- Негативным влиянием на результат общей деятельности субъектов конфликта.
Деструктивный конфликт не решает проблемы, а обостряет отношения между субъектами, либо разрывает их.
Динамика конфликта
В динамике межличностного конфликта выделяют следующие периоды:
Предконфликт или латентный период.
На данном этапе возникает противоречие между личностями, которое еще неосознанно. Субъекты понимают необходимость решения проблемы и предпринимают попытки бесконфликтно ее устранить. На данном этапе один из участников может уступить, и тогда проблемная ситуация не перерастает в конфликт. Однако, если участники ощущают угрозу своим интересам или целям, конфликт переходит на следующий этап.
Конфликт или открытый период.
В начале периода возникает инцидент как столкновение мнений субъектов. Далее конфликт обостряется, растет эмоциональное напряжение, объект конфронтации уходит на второй план. Данный процесс называется эскалацией конфликта. После осознания неэффективности конфликта его интенсивность снижается, но оппоненты ещё не предпринимают попытки по достижению согласия. При переходе субъектов к поиску решения проблемы или прекращению конфликта наступает его завершение. Конфликт может разрешиться, урегулироваться, затухнуть или перейти в другой конфликт.
Послеконфликтный период.
Если негативные эмоции, возникшие в конфликте, не исчезли, то возникает частичная нормализация отношений субъектов конфликта. Полная нормализация происходит при осознанности сторон в дальнейшем взаимодействии и преодолении личной неприязни.
Способы разрешения конфликтов
Существуют следующие способы разрешения межличностных конфликтов:
Уход или уклонение от конфликта.
Под уходом понимают избегание индивидом конфликтной ситуации с отказом обсуждения возникшей проблемы. С одной стороны, уход позволяет участникам конфликта получить время на обдумывание и проанализировать проблемную ситуацию. С отрицательной стороны проблема не может решиться, а недовольство субъектов может накапливаться.
Сглаживание.
Личность, заинтересованная в сглаживании, не пытается решить проблему и выполнять обещания, она требует солидарности и указывает на неэффективность конфликта. В результате сглаживание приводит к снижению эмоционального напряжения и прекращению открытого конфликта. Однако, сглаживание не помогает найти суть проблемы и ее решение, и лишь переносит время ее обострения.
Компромисс.
Субъекты конфликта устраняют проблему с помощью частичных уступок с каждой из сторон. Компромисс является важным и эффективным способом разрешения конфликта, он выгоден для всех его участников.
Принуждение.
Личность полностью игнорирует мнение оппонента и подавляет его. Оппонент часто испытывает унижение, а проблема не решается. Данный способ наиболее часто применяется в рабочих ситуациях при конфликте начальника и подчиненного и отношениях родителей и детей.
Сотрудничество.
Сотрудничество является самый эффективным и оптимальным способом разрешения конфликта. Однако, на практике его сложнее всего реализовать. Личности должны обсудить проблему и выбрать альтернативное решение, при котором обе стороны выигрывают.
Ассертивное поведение.
Под ассертивным поведением личности понимают способность субъекта отстаивать свою точку зрения и находить решение проблемы, не ущемляя интересы оппонента. Этот способ является эффективным для разрешения конфликтов.
Межличностный конфликт возникает в жизни каждого человека, как и необходимость его разрешения. При его разрешении требуется осознание личностью важности примирения, так как при отсутствии осознанности любой из описанных способов может быть неэффективен.