Справочник от Автор24
Нужна помощь?
Найдем эксперта за 5 минут
Подобрать эксперта
+2

Межкультурные различия в каузальной атрибуции

## Каузальная атрибуция: понятие, основные характеристики

Определение 1

Каузальная атрибуция - это феномен межличностного восприятия в социальной психологии, который отражает стремление человека к интерпретации поведения другого человека приписыванием его причин.

Данное понятие разработано в рамках общей теории атрибуции Ф. Хайдера, суть которой состоит в том, что люди в целом стремятся найти объяснение тому, что с ними происходит, даже если это объяснение неверно, поскольку людям необходима какая-то определенность, она позволяет управлять происходящим, снижает чувство тревоги и позволяет человеку действовать рационально.

Теория каузальной атрибуции строится на следующих положениях:

  • в социуме люди не ограничиваются информацией, полученной в ходе наблюдения за другими людьми, они стремятся понять причины поступков и сформировать какие-то выводы о личностных качествах человека;
  • в ходе наблюдения человек стремится выявить вероятные причины поступков другого человека и приписывает их наблюдаемому человеку;
  • интерпретации поведения наблюдаемого человека оказывают сильное влияние на поведение самого наблюдателя.

Концептуализация данного феномена в контексте социальной психологии была предложена Ф. Фидлером. Ее суть состоит в том, что восприятие одним человеком поведения других людей определяется тем, в чем человек усматривает причины поведения воспринимаемых им людей.

Ф. Хайдер пришел к выводу о том, что атрибуция (приписывание) может быть двух типов: внешняя (приписывание причин внешнего характера: обстоятельства) и внутренняя (приписывание причин внутреннего характера: психологические особенности и черты характера).

Еще один исследователь феномена каузальной атрибуции Дж. Келли выделил три основных фактора, которые влияют на выбор человеком внешней или внутренней атрибуции: постоянство поведения (последовательность действий человека в одних и тех же ситуациях), зависимость поведения от ситуации (в разных ситуациях люди ведут себя по-разному) и сходство поведения конкретного человека с поведением других.

«Межкультурные различия в каузальной атрибуции» 👇
Помощь автора по теме работы
Найти автора

Кроме этого, Дж. Келли выделил, что атрибуция может быть личностная (причина приписывается тому, кто совершает поступок), объектная (причина приписывается объекту, на который направлен поступок) и обстоятельственная (причина приписывается внешним обстоятельствам). Исследования показали, что участники событий более склонны к обстоятельственной атрибуции, а наблюдатели - к личностной.

Интересным проявлением данного феномена является тенденция переоценивать воздействие личностных особенностей человека и недооценивать влияние ситуации.

Данное явление называется фундаментальной ошибкой атрибуции. Чаще всего такая ошибка возникает в ситуациях, когда человек, оценивающий поведение, не может принять решение относительно постоянства данного поведения, зависимости его от ситуации и сходства данного поведения с поведением других.

Межкультурные особенности каузальной атрибуции

Исследование межкультурных различий в процессе каузальной атрибуции имеет большое практическое значение в силу того, что в современном мире огромное число людей разных национальностей, этносов и культур вступают во взаимодействие друг с другом.

В таком общении возникает гораздо больше барьеров и сложностей именно с точки зрения построения коммуникации. Особенно это затрагивает процесс межличностного восприятия - во многих случаях представители разных культур и этносов не понимают мотивов поступков и действий друг друга, а поскольку человек независимо от культуры и этноса склонен объяснять себе происходящее с ним, то в такой ситуации риск ложных атрибуций повышается.

Для того, чтобы добиться более эффективного и доверительного взаимодействия, нужно понимать некоторые межкультурные особенности, которые влияют на процесс социального восприятия.

Исследования говорят о том, что представители индивидуалистских культур в большей степени, чем представители коллективистских, подвержены действию фундаментальной ошибки атрибуции. В Индии, согласно исследованиям, выражено яркое преобладание ситуативной атрибуции.

Вероятно, это связано с тем, что в коллективистских культурах особое значение имеют групповые нормы, чем индивидуальные стремления и мотивы. Это допущение, в свою очередь подтверждается тем, что обстоятельственные атрибуции у представителей коллективистских культур имеют ярко выраженный социальный (глобальный) характер, нежели индивидуально-специфичный.

Интересные различия в двух этих культурах также обнаруживаются и в том, каким другим людям приписываются причины: вьетнамцы, например, при оценке действий персонажей из проективных ситуаций приписывали им большую тягу к успеху и большую ответственность за негативные последствия для других людей. Эти особенности имели яркие различия с русскими людьми.

Такие особенности могут быть связаны с тем, что для вьетнамской культуры больше, чем для русской и европейской, характерна ответственность друг за друга, большая зависимость при принятии решения от социального окружения и мнения значимых других.

Модель атрибуции достижений Б. Вайнера

В этнопсихологических исследованиях для выявления межкультурных различий в каузальной атрибуции обычно пользуются моделью достижений Б. Вайнера, в рамках которой для предсказания или объяснения достижений участники пользуются 4 факторами: трудность задачи, способности, усилия и везение. Все эти факторы различаются между собой с точки зрения локуса контроля, стабильности-нестабильности, контролируемости-неконтролируемости

По мнению автора модели, атрибуция успеха и атрибуция неудачи варьируются в разных культурах, но могут быть сравнимы с точки зрения локуса контроля, стабильности и контролируемости

Б. Вайнер проводил сравнительно-культурное исследование атрибуции достижений в Чили и США, в результате которого получил интересные данные: чилийцы склонны считать внешние причины более внешними, стабильные причины менее стабильными, а контролируемые причины менее контролируемыми в сравнении с американцами.

Модель Б. Вайнера использовалась также и многонациональным коллективом психологов при проведении сравнительно-культурных исследований в Индии, Японии, ЮАР, США и Югославии. Во всех обследованных группах было обнаружено, что представители все групп приписывали свои успехи усилиям (то есть внутренней, но нестабильной причине), а уже потом - способностям, везению и трудности задачи. А неудачи приписывались прежде всего недостаткам усилий.

Однако между группами были обнаружены и различия: особенно значительные были выявлены в восточных группах (индийской и японской). Японцы чаще других этносов приписывали неудачам внутренние причины, а успехам - внешние. Авторы связывают данную специфику с особенностями японской культуры: развитым чувством долга и чести. Индийцы же оказались наиболее интернальными с точки зрения атрибуции успеха и наименее интернальными с точки зрения атрибуции неудачи. По мнению авторов, такая специфика определяется воздействием кастовой системы в Индии.

Дата последнего обновления статьи: 17.06.2025