Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы психологического воздействия в воспитании детей

Методы психологического воздействия в воспитании детей

Определение 1

Воздействие – это осознанный процесс, который направлен на оказание влияния одного субъекта какого-либо вида деятельности или общения на другой субъект, участвующий в этом виде деятельности или общении.

Психологические воздействия играют ключевую роль в процессе воспитания детей.

Главным инструментом педагогического воздействия на субъект являются средства воспитания. Если эти средства внести в определенную систему и изменить их направленность, то можно повлиять на воспитательные возможности. Это приводит к переходу средств воспитания в методы.

Определение 2

Метод представляет собой определенный способ достижения поставленной цели, использующий средства воздействия при взаимодействии воспитателя и воспитуемого.

При этом следует отметить, что важно не только знать эти методы, но и иметь представления о том, как и когда их нужно применять.

При психологическим воздействии также необходимо понимать цель и задачу, исходя из них следует выбрать определенную стратегию воздействия. При выборе манипулятивной стратегии воздействие направлено на подсознательный уровень личности. Императивная стратегия затрагивает когнитивные аспекты личности. Развивающая стратегия позволяет изменить личность в результате взаимодействия воспитателя и воспитуемого.

Классификация методов воздействия, применяемых в воспитании детей

Основной проблемой в классификации методов воздействия в воспитании детей является то, что не существует единого подхода к ее построению. Каждая определенная классификация, разработанная отдельным ученым-психологом, имеет свои особенности. Рассмотрим несколько вариантов классификации указанных методов.

В.А. Сластенина предлагает следующую классификацию:

  1. Методы формирования сознания личности. К ним относят рассказы, беседы, лекции, примеры и т.д.;
  2. Методы организации деятельности и построение модели общественного поведения индивида. Например, приучение, иллюстрации, упражнения и т.д.;
  3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности. К примеру, соревнование, личный пример, поощрение, наказание и т.д.;
  4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки. Объединяют в себе анкетирование, наблюдение, анализ результатов деятельности и т.д.
«Методы психологического воздействия в воспитании детей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Согласно классификации Т.А. Ильиной существуют:

  1. Методы убеждения. Они включают беседы, лекции, дискуссии и т.д.;
  2. Методы организации деятельности учащихся. Они объединяют упражнения, приучения, переключения;
  3. Методы стимулирования поведения учащихся. Это такие методы, как поощрение и наказание.

Краткая характеристика методов воздействия, применяемых в воспитании детей

Зачастую методы воздействия в воспитании детей применяются в различных комбинациях в процессе воспитательной деятельности. Ниже приведена краткая характеристика наиболее широко используемых методов:

  • Беседа является одним из сложных методов воздействия. Она направлена на изменение внутреннего психического состояния ребенка и требует участия в процессе двух сторон: воспитателя и воспитуемого. Процесс беседы состоит из установления контакта, организации рефлексии, фиксации понимания, отчуждения, объективации и трансформации в реальность;
  • Приучение направлено на организацию определенного действия у детей, который при регулярном выполнении становится привычной формой поведения;
  • Упражнение представляет собой многократное повторение определенного действия ребенка, которое со временем совершенствуется и закладывается как форма поведения;
  • Убеждение является широко распространенным методом воздействия на ребенка. Убедить его можно словом, применяя аргументацию, доказательства или опровержение, или делом, показывая на личном опыте или опыте других людей. При этом воспитатель должен четко осознавать цель убеждения;
  • Принуждение представляет собой методы, которые могут оказать побуждение к действию личности вопреки ее нежеланию изменить свое поведение или принять чувство вины. Может выражаться через запреты, наказания или осуждение. При этом наказание может быть физическим, т.е. выражаться через применение физической силы, а также морально-психологическим, которое включает в себя аргументированное доказательство с определенными ограничениями личности;
  • Поощрение является одним из самых эффективных методов. Оно основано на стимулировании проявлений творческой и других видов деятельности. Поощрение выражается через похвалу, награждение или признание успехов ребенка;
  • Внушение определяется как метод воздействия, который может быть не аргументирован или аргументирован и зависит от состояния воспитуемого и его взаимоотношений с воспитателем;
  • Заражение выражается в способности людей бессознательно подвергаться определенному влиянию. При этом человек передает свое состояние или отношение другому индивиду, либо группе людей, которые способны это состояние принять и зафиксировать.

При использовании вышеперечисленных методов следует учесть возраст воспитуемых. Некоторые методы эффективны для дошкольников, однако, хуже будут себя показывать при воспитании детей подросткового возраста. Используемые методы должны постепенно усложняться.

На каждом возрастном периоде один из методов может играть доминирующую роль, однако, он не может быть единственным. Его следует подкреплять другими методами для нормального течения процесса воспитания.

В заключении хочется отметить, что не существует универсального метода воздействия в воспитании детей, который будет действовать постоянно и на любого индивида или коллектив индивидов.

Личность человека и коллектив находятся в постоянном развитии и приобретают определенные индивидуальные характеристики, поэтому при использовании того или иного метода воздействия следует иметь грамотный и обдуманный подход. Это возможно при глубоком и детальном изучении каждой личности или коллектива и стремлении к раскрытию индивидуального потенциала каждого ребенка.

Дата последнего обновления статьи: 26.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot