Понятие способностей
Психологическая диагностика способностей человека имеет большую практическую значимость, особенно в наше время, когда идет общественное разделение труда, продолжается его дифференциация, растет число новых профессий. В этой ситуации изучение способностей и склонностей человека приобретает большую актуальность. В области способностей исследованиями занимались такие ученые как А.Н. Леонтьев, В.М. Мясищев, С.Л. Рубинштей, Б.М. Теплов и многие другие.
Несмотря на то, что термин «способности» давно и широко применяется в психологии, определение его до сих пор неоднозначно:
- Наиболее старым и широким определением способностей является понимание его как свойства души человека, как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Данное определение способностей в психологии в настоящее время почти не используется;
- Употребимым отчасти в наше время является определение способностей, появившееся и принятое в психологии XVIII-XIX вв. Под способностями тогда понимали высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений, навыков, которые обеспечивали человеку выполнение различных видов деятельности;
- Профессор А.В. Петровский способностями называет такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков. Но, способности к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся;
- Наиболее распространенным сегодня определением способностей является то, что способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, но обеспечивают их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение, как считают специалисты, является наиболее точным и узким определением способностей.
Еще в 1941г. Б.М. Теплов выделил три основных признака способностей:
- Одного человека от другого отличают его способности;
- Способности имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности;
- Способности к наличным знаниям, умениям, навыкам не сводятся, но могут хорошо объяснить легкость и быстроту их приобретения.
Любая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности, а наличие у человека определенной способности означает его пригодность к определенной деятельности. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые для данной деятельности.
Для получения данных о развитии особенностей человека, не связанных с его интеллектуальным развитием, а как бы дополняющих его, стали разрабатывать тесты специальных способностей.
Виды тестов способностей
В тестировании способностей выделяют несколько групп тестов: тесты специальных способностей, тесты общих способностей – тесты интеллекта, комплексные батареи способностей.
Тесты специальных способностей используются для определения способностей к определенным видам деятельности, например, при решении задач в области профессионального отбора и профессиональной ориентации. Специальные способности в зарубежной литературе классифицируют по двум основаниям:
- По видам психических функций – моторные, сенсорные;
- По видам деятельности – технические и профессионализированные. Методы диагностики разрабатываются в соответствии с этими группами.
На измерение относительно независимых способностей направлены комплексные батареи способностей. Они используются в области образования и профориентации, особенно во время консультирования по вопросам выбора специализации или профессии.
- Тест способностей – это специально подобранный стандартизованный набор заданий. Такой набор служит для оценки потенциальной способности человека решать различные задачи. Отличием теста способностей от теста достижений, является то, что первый направлен на выявление потенциального уровня знаний, а не наличного. Но, в то же время, один и тот же тест может применяться для измерения уже имеющегося уровня научения и для предсказания будущих успехов. Например, для определения способностей к научной работе может быть использован тест математических достижений;
- Тесты академических способностей. К тестам способностей может быть отнесена любая разновидность тестов интеллекта. В этом случае исследования должны подтвердить зависимость между количеством баллов, набранных при тестировании и достижениями человека в данной области деятельности. В качестве тестов академических способностей в образовательных учреждениях всех уровней применяются разнообразные групповые тесты интеллекта, тест Станфорда-Бине, шкала Векслера. Специалисты признают, что с их помощью можно предсказать академическую успеваемость. Специальные тесты разрабатываются для выявления специфических способностей, например, способностей к науке, языкам;
- Тесты профессиональных способностей. В данном случае, с помощью этих тестов проверяется прямое отношение к успеху в определенной сфере деятельности. Разнообразные тесты были созданы еще в 20-30-е гг. для измерения технических, музыкальных, художественных способностей, быстроты реакции, ловкости и координации движений. В более позднее время они превратились в комплексные наборы тестов для оценки способностей к деятельности в конкретной сфере;
- Факторный анализ. В виду того, что количество тестов способностей велико, психологи предприняли попытку сопоставить их результаты. Это было сделано для того, чтобы найти небольшое число основных способностей, комбинации которых могут обеспечить наибольший успех в учебе или трудовой деятельности. Этот математический метод получил название факторного анализа. В годы Второй мировой войны он применялся для определения способностей к различным военным специальностям.
Тесты способностей помогают исследовать:
- Общие способности к производительному и успешному труду;
- Интеллектуальные способности;
- Специфические дарования;
- Специфические трудовые способности.
Важно соблюдать максимальную осторожность при использовании и интерпретации результатов тестирования.
Тесты имеют прогностическую ценность и многие из опубликованных тестов не пригодны для того, чтобы на их основе делать какие-либо прогнозы. Возможно, что создать новый тест способностей не так и сложно, но, сложно показать, что он действительно обладает прогностической ценностью.
Тесты способностей применяют для отбора и профессиональной ориентации, но при этом надо учитывать, что результаты тестирования коррелируют с последующими оценками профессиональной деятельности, не слишком тесно. В целом тесты способностей полезны, если целью тестирования является отбор наиболее подходящих исполнителей определенной работы.
Еще более ответственно надо подходить к интерпретации результатов теста в тех ситуациях, которые касаются оценки будущего успеха конкретного человека в его профессиональной деятельности. Корреляция между средним уровнем успеха и результатами тестирования недостаточно высока, чтобы делать прогнозы в этом отношении.
Таким образом, те, кто рассчитывает на однозначный ответ от профессионального консультирования, какую профессию выбрать, будут разочарованы. Информация, которую дают тесты, ограничена, поэтому её надо дополнить сведениями из многих других источников.
Тесты способностей бесспорно полезны, когда требуется оценка каких-то специфических характеристик человека.