Педагогическая психология является одним из направлений развития психологических наук, изучающее природу, особенности и закономерности учения и воспитания; отрасль, которая исследует закономерности развития личности под влиянием целенаправленного обучающего, воспитательного процесса.
Специфика научного направления обусловлена особой природой предмета изучения, в качестве которого выступают закономерности овладения знаниями, умениями, навыками, формирования профессиональных компетенций, исследования индивидуальных различий протекания процессов учения и воспитания, формирования психических новообразований; механизмы, закономерности освоения личностью социокультурного опыта, особенности личностного развития ребенка как субъекта учебно-воспитательной деятельности.
Структура педагогической психологии
В структуре научной области выделяют три раздела:
- психологию обучения;
- психологию воспитания;
- психологию педагога.
Психология обучения как направление научных исследований
Предметом психологии обучения выступает развитие познавательной деятельности личности в условиях целенаправленного, систематического обучения; раскрытие психологической сущности образовательно-воспитательного процесса.
Основными направлениями научных исследований в данной области выступают следующие:
- выявление взаимосвязей между внутренними и внешними факторами, обуславливающими различия реализации познавательной деятельности в условиях различных педагогических, дидактических систем;
- выявление уровня соотношения интеллектуального и мотивационного планов учения, исследование роли мотивации в процессе обучения;
- выявление возможностей управления процессами развития и учения личности ребенка;
- выявление психолого-педагогических параметров, критериев эффективности обучения.
Психология воспитания как направление научных исследований
Предметом данной отрасли педагогической психологии выступает исследование особенностей развития личности в условиях целенаправленной организации деятельности отдельной личности и детского коллектива; изучение закономерностей и механизмов усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззренческой парадигмы, системы аксиологических модусов, убеждений в условиях учебно-воспитательной деятельности.
Основными направлениями научных исследований в данной области выступают следующие:
- изучение мотивационной сферы личности обучающегося, ее направленности, нравственных установок, нравственных ориентиров;
- выявление различий в самосознании обучающихся, которые воспитываются в различных условиях;
- изучение структуры детских коллективов, их роли в формировании личности;
- исследование причин, условий и возможных последствий психической депривации.
Психология учителя как направление научных исследований
Предметом научной отрасли является изучение психологических аспектов формирования педагогической деятельности на профессиональном уровне, личностных особенностей, обеспечивающих успешность данной деятельности.
Основными направлениями научных исследований в данной области выступают следующие:
- выявление творческого потенциала педагога, возможностей преодоления педагогических стереотипов;
- выявление эмоциональной устойчивости педагога;
- исследование позитивных особенностей индивидуального педагогического стиля.
Таким образом, педагогическая психология представляет собой перспективное направление научной деятельности, направленное на исследование всех психологических аспектов организации и реализации образовательно-воспитательного процесса.