Понятие «социометрия»
В системе социальных наук особое место как объект исследования занимает малая группа. Внутри малой группы часто можно встретиться с конфликтными ситуациями и разногласиями, которые необходимо урегулировать. Одним из эффективных способов решения этой проблемы является социометрия.
Сам термин «социометрия» имеет латинское и греческое происхождение и обозначает:
- С одной стороны – отрасль социальной психологии и социологии. Отрасль занимается изучением межличностных отношений, симпатиями и антипатиями внутри группы;
- С другой стороны – прикладное направление, оно включает в себя изучение, совершенствование, использование необходимого инструментария для решения практических задач.
Таким образом, под социометрией понимается совокупность методов исследования малых групп, основанных на описании межличностных отношений.
Как теоретическая система и как система практических методов, социометрия связана с жизнью и творчеством известного социолога, психиатра, социального психолога Джекоба Л. Морено. Он считается основателем социометрии. Термин был предложен ученым в 30-е годы XX века. Важными работами Л. Морено в этой области являются такие как «Социометрическая статистика социальных конфигураций» (1937), «Социометрия в действии» (1942), «Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе» (1951) и многие другие.
Л. Морено оказал большое влияние на развитие современной западной социологии и социальной психологии. Методы социометрии, получив широкое распространение, используются во многих странах мира. В нашей стране внедрение этого метода связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова и др.
Диагностируя межличностные взаимоотношения в малой группе метод социометрии, позволяет выявить:
- Особенности систем неформальных отношений в малой группе;
- Степень психологической совместимости людей, входящих в группу;
- Внутригрупповые статусы участников процедуры;
- Качество психологической атмосферы группы.
Достоинством этого метода является то, что внутригрупповые отношения конкретно выражены в виде таблиц, графиков, схем, числовых величин. Недостаток заключается в том, что социометрия не дает возможности установить мотивы выбора или отвержения одних членов группы другими. Отсюда следует, что полное изучение малой группы должно проходить в комплексе с другими методиками.
Социометрия в настоящее время активно используется психологами, социологами, педагогами, конфликтологами, социальными работниками.
Социометрические тезисы Морено
Люди родились из общения, и влияют друг на друга. Превратить старое социальное устройство в новое, является целью социометрического эксперимента и Дж. Морено выдвигает свои социометрические тезисы:
- Между собой все люди связаны, а человечество представляет собой органическое единство со своей собственной структурой. Социометрическая структура определяет все остальные – социальную, экономическую, психологическую, политическую и др. В социометрической структуре заключена самая мощная энергетика всех изменений человеческой реальности. Напряженность общества в той ли иной ситуации будет тем сильнее, чем сильнее различаются между собой социометрическая структура и внешнее общество;
- Социальная реальность складывается из субъективных реальностей человека, её нельзя исследовать объективно и кому-то преподнести. Экспериментатор, работающий с группой, должен на это время становиться частью этой группы;
- Социометрический метод работает с уникальной и неповторимой ситуацией, поэтому его нельзя считать ни психологическим, ни социологическим. Социометрический метод:
- Ищет наиболее актуальную реальность для конкретной группы, т.е. проводит диагностику группы;
- Любые понятия, привнесенные в социометрическую ситуацию её участниками, проверяет на реальность;
- Очерчивает границы ситуации, границы контракта.
Каждая ситуация имеет свою социодинамику, т.е. своих «звезд» и своих отверженных. В каждой группировке есть свои лидеры. Такие отверженные есть у всех народов и во все времена, Морено называет их «социометрический пролетариат». В своем обществе, в конечном итоге, он и страдает от экономической, расовой, политической, религиозной, психологической нищеты;
Сегодня особенно важно понять, что невозможно отгородиться непроницаемой стеной, поставить заслон между людьми и группами людей, организациями и государствами, т.к. это означало бы социальную смерть. Понять себя и свой путь – это значит понять окружающих, прояснить отношения со всеми, со всем человечеством. Социометрия меняет группу изнутри, меняет её отношение к другим группам и вызывает социальную революцию на микроскопическом уровне.
Методы социометрии
Различные социологические методы и, в частности, методы социометрии, используются при изучении малых групп. В различных сферах микросоциологии свое применение находит технический аппарат социометрии. Он позволяет повысить производительность труда, смягчить конфликты, выработать принятие коллективных решений.
Аутосоциометрические методы
Аутосоциометрия используется для осознания взаимосвязей, объединяющих людей в группы и представляет собой способы изучения взаимоотношений. В качестве объекта изучения выступают представления индивидов об отношениях друг к другу. На какое-то время каждый человек в группе становится как бы социометристом. Задача исследователя заключается в сборе всех мнений о групповой структуре, и решаться может различными способами. Выбор способа зависит от состава группы, степени её сплоченности, вовлеченности каждого члена группы во внутригрупповую деятельность и др. Способы, наиболее приближенные к социометрии:
- Ретроспективная аутосоциометрия. Суть способа заключается в заполнении аутосоциоматрицы или, говоря другими словами, каждый член группы прогнозирует выборы других членов по какому-либо критерию. Кроме этого, он прогнозирует и те предпочтения, которые будут отданы и ему. Способ для участников группы достаточно труден и проводится или с учебными целями или для развития собственной рефлексии – предугадывание поведения других людей;
- Прямое ранжирование всех индивидов по их положению в группе.
Ранжирование проводится с использованием каких-то категорий, например, попросить каждого ученика распределить всех одноклассников, включая себя, на четыре группы:
- Сверстники, симпатичные очень многим;
- Просто симпатичные многим;
- Симпатичные только некоторым;
- Сверстники, вообще не пользующиеся симпатией в классе.
В данном исследовании можно использовать фотографии, таблички с фамилиями, круги со стрелочками и др.
1 – тот, кого выбирают, 2 – тот, кто выбирает, 3 – и он выбирает, и его выбирают и т.д.
Получаемые таким образом данные подлежат обработке, в результате которой можно вычислить предполагаемый статус каждого человека, причем максимально возможное его число равняется четырем. Этот максимальный статус возможен только тогда, когда все участники группы отнесут своего коллегу к категории «очень симпатичный»;