Понятие теста
Тест – это проба, испытание, проверка, так переводится этот термин с английского языка. Тестирование получило широкое распространение в различных областях знания и имеет совершенно давнюю историю.
Тест является синонимом слова «чашка» и происходит из старофранцузского языка. Сосуды из обожженной глины, которые использовали алхимики для своих опытов, назывались «тесты».
В русском языке это слово имело два значения:
- Религиозная клятва, испытательная присяга, которую давал человек, вступающий в общественную должность, доказывая, таким образом, что он не тайный католик;
- Второе значение – это плоский плавильный сосуд, который использовался для выделения олова из золота или серебра.
Как психологический термин «тест» появился в конце XIX века. Термин тест используется наряду с термином методика и в 1970-е годы, когда проходило становление советской психодиагностики, термин имел негативное значение, обозначая его «буржуазное происхождение». В то время все тесты были переименованы в методики. В наше время нет оснований отказываться от этого термина-понятия, с которым связана вся история психодиагностики.
Вполне понятно, что как любому инструменту познания, тесту присущи свои особенности. В зависимости от конкретных обстоятельств исследования особенности тестов могут рассматриваться в качестве его достоинств или недостатков.
Эффективность использования тестов будет зависеть от учета многих факторов:
- Теоретическая концепция, являющаяся базой того или иного теста;
- Область его применения;
- Комплекс сведений, обусловленных стандартными требованиями к психологическим тестам и психометрическим характеристикам.
Надо сказать, что известные представления о «простоте» и доступности тестов совсем не соответствуют действительности. Тест, являясь средством исследования сложнейших психических явлений, никак не может толковаться упрощенно как предложение задания и регистрация его решения. Только при условии опоры на общепсихологические знания, компетентность в области теории и практики соответствующих исследований, возможно научное использование тестов. Помимо этого важно следовать этическим нормам психодиагностики.
Таким образом, психологический тест – это стандартизированное задание. Его результаты говорят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях, навыках испытуемого. Психологические тесты имеют свои сферы приложения:
- Диагностика психических состояний и свойств личности;
- Диагностика межличностных и семейных отношений;
- Диагностика профессионального подбора кадров.
Виды тестов
Классификация тестов в психодиагностике разнообразна. Они подразделяются по особенностям используемых тестовых заданий, по форме процедуры обследования, в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений, по принципам их конструирования:
- Вербальные и невербальные тесты, они связаны с наличием или отсутствием в тесте речевого компонента. Вербальный тест – это тест на словарный запас, невербальный тест требует определенных действий в качестве ответа;
- Индивидуальные тесты и тесты групповые. Их отличие состоит в том, что при групповом тестировании исследуется группа испытуемых;
- Личностные тесты и тесты достижений. Они различаются на основе того, какие из свойств личности подвергаются тестированию;
- Тесты достижений или тесты успеваемости, тесты творческих возможностей, тесты способностей, сенсорно-моторные тесты и, безусловно, тесты интеллекта;
- Личностные тесты. К ним относятся тесты на установки, характерологические тесты, интересы, темперамент, мотивационные тесты. В данном делении возможны некоторые отклонения.
- Большинство тестов достижений и психофизиологических тестов, относятся к объективным тестам. При выполнении субъективных тестов испытуемый может не предполагать о действительной цели исследования;
- Проективные тесты. Суть их в том, что они дают ответ, который нельзя расценить как «правильный» или «не правильный». В тесте должен быть дан свободный ответ, т.е. испытуемый получает ответ из «головы», а не выбирает его из заданного списка;
- Тесты простые и тесты сложные, Их различие состоит в том, что сложные состоят из нескольких самостоятельных подтестов. Для каждого подтеста должен быть дан ответ, а затем высчитывается общая оценка;
- К тестам можно отнести и опросники. Правда, только в том случае, если они удовлетворяют требованиям, предъявляемым к данному методу сбора психологической или социологической информации.
- Широкое распространение в настоящее время получили критериально-ориентированные тесты. Они дают возможность оценивать испытуемого по отношению к заранее заданной норме, при этом, не сравнивая со среднестатистическими данными;
- Самые современные – это компьютерные тесты.
Характеристики психологических тестов
Применяемые в наше время тесты, как в научных исследованиях, так и в практическом консультировании, очень разнообразны. Несмотря на это разнообразие к ним предъявляются одни и те же требования или, говоря другими словами, психологические тесты имеют основные характеристики – валидность, надежность, стандартность. Остановимся на этих характеристиках:
- Стандартность. Любая тестовая методика обязательно проходит стандартизацию, по её итогам полученные данные должны соответствовать закону нормального распределения или норме социокультурного характера. В соответствии с этими нормами формируются диапазоны значений, которые говорят о силе выраженности исследуемого признака;
- Второй характеристикой тестов является их надежность или свойство теста при повторном измерении давать близкие результаты. Если методика надежна, то должна давать сходные результаты, независимо от пола экспериментатора, времени года. Сама методика должна сводить к минимуму все фоновые факторы, что и определяет её надежность;
- Такая характеристика как валидность показывает соответствие результатов теста той характеристике, для которой он предназначен. Валидность может быть внутренней и внешней. Внешняя валидность может быть проверена положительной корреляцией с объективными достижениями, результаты по тесту интеллекта можно сопоставить с академической успеваемостью. В отношении внутренней валидности гораздо сложнее. В данном случае речь идет о теоретической связи – насколько реально внутренняя модель моделирует заявленный аспект. При наличии аналогичных «проверенных» методик уже проще, потому что возможно обойтись корреляцией с уже известным методом. Внутренняя валидность находится путем долгой экспериментальной и интеллектуальной работы.
Психологическое тестирование в наше время используется в различных сферах общественной практики. Успех или неуспех в конкретных ситуациях определяют интеллектуальные, эмоциональные, личностные особенности человека. Психологические процедуры в виде тестов дают возможность быстро и довольно точно определить, какими качествами обладает конкретный человек. Информация, полученная таким способом, позволяет понять многое из того, что случилось в его судьбе, прогнозировать вероятные будущие достижения и успешно обойти многие препятствия на пути к личной цели.