В теории экспериментально-генетического метода принцип проектирования качественно отличается от других психологических методов. Он направлен на искусственное создание психических процессов, отсутствующих во внутреннем мире человека.
Модели каких-либо психических функций, способностей или процессов выстраиваются с целью познания, но они есть прототипы процессов, реально существуют и функционируют. Конструирование психологических моделей не есть результат работы интуиции исследователя. Возникает оно в процессе сложной логической обработки результатов познания и составляет суть человеческой культуры.
Генетико-моделирующий метод включает:
- Теорию, в рамках которой он создается;
- Проектирование-моделирование;
- Формирующий эксперимент;
- Диагностику;
- Оценку новых психических качеств, развивающихся в человеке.
Развивается метод моделирования в психологии в двух направлениях:
- Моделирование психики – знаковая имитация механизмов, процессов, результатов психической деятельности;
- Моделирование ситуаций – организация какого-либо вида деятельности человека путем искусственного конструирования среды.
Понятие «модель»
Категория модель выступает ключевым понятием метода. Оно имеет далеко не одно значение и наблюдается тенденция к его увеличению.
Самыми распространенными трактовками модели являются:
- Модель как тип конструкции;
- Модель как эталон для копий, образец для подражания;
- Специальное представление какого-либо объекта.
В психологическом исследовании модель рассматривается в основном в третьем значении и моделируемыми объектами в общем плане выступают психика, личность, деятельность, общение, поведение. Модель замещает исследуемый объект, являясь, таким образом, посредником между ним и исследователем.
Если между моделью и представляемой ею реальностью существует определенное соответствие, то такое замещение возможно. В этом случае модель в той или иной мере является аналогом изучаемого объекта. Многозначным является и понятие аналогии. Если множество трактовок обобщить, то можно выделить три их вида:
- Сходство отношений;
- Изоморфизм, что значит полное подобие элементов и структур двух объектов;
- Гомоморфизм, что означает частичное подобие, при котором обратимости соответствия нет.
Как познавательный метод моделирование предполагает наличие третьего вида аналогии. В этом случае между моделью и её прототипом есть и сходство и отличия. Модели имеют свои отличительные особенности, которые позволяют предпочесть её изучаемому объекту. К ним относится меньшая сложность модели в отличие от объекта и наглядность. Частичное подобие может быть:
- В сходстве объективных характеристик – пространственных, временных, энергетических, информационных;
- В сходстве функций;
- В тождестве математического описания «поведения» объекта и его модели.
Если степень соответствия модели объекту строго определена, то модель выполняет свою роль. При исследовании модели получают новое знание о самом объекте.
Моделирование психики
Под данным видом моделирования понимается проектирование и конструирование искусственных аналогов различных психических явлений, а также нейрофизиологических и психологических механизмов, лежащих в их основе. На практике это моделирование осуществляется двумя путями: через описание и через построение действующих моделей.
В материалистически ориентированной науке психика понималась как специфический способ отражения реальности. Подобная трактовка психики стимулирует её изучение, которое опирается на психологические факты, получаемые через интерпретацию внешнего поведения субъекта. Это путь умозаключений на эмпирическом материале с вероятностным характером. В каком-то смысле это путь продвижения от следствия к причине, т.е. поведение – психика.
Это путь «чистой» психологии при поддержке философии, дающей теоретические знания о психике. Конечная цель этого пути построение теорий психического отражения и личности. На этой базе можно совершенствовать процессы образования и воспитания, повышать эффективность психологической помощи, способствовать духовному развитию и самореализации человека.
Вторая трактовка – психика как свойство нервной системы. Это понимание обуславливает её изучение через обращение к её материальному субстрату. Если это субстрат сконструировать и «запустить» его в работу, то можно получить психические явления или результаты, аналогичные результатам функционирования мозга. При высокой аналогии можно делать определенные заключения о психике. Для ученых, идущих по этому пути важен практический эффект – решена ли задача, опознан ли объект, произведен ли выбор. Этот путь совершенно противоположный первому – от причины к следствию, т.е. мозг и психика – поведение.
Второй путь является путем совместных усилий психологов и представителей других наук, который приводит к практическому «освоению» психики. Конечной целью этого пути является разработка автоматов, способных помочь человеку и даже заменить его в разнообразной деятельности. Наибольшей практической значимостью на этом пути обладают:
- Работы в области робототехники и компьютерных игр;
- Разработка устройств, которые могут компенсировать дефекты в работе анализаторных систем человека, например, создание протезов отдельных механизмов слуха и зрения.
Описания могут быть даны в словесном, графическом, математическом виде. Действующими моделями являются какие-либо технические устройства, приближенно выполняющие функции психики или её физиологического субстрата – нервной системы и её частей. Примерами таких устройств выступают электронно-вычислительные машины с соответствующим логико-математическим обеспечением. Это исследовательское направление получило название «компьютерного моделирования».
Таким образом, моделирование психологических механизмов реализуется преимущественно через описания, а моделирование физиологических механизмов осуществляется через создание действующих моделей.
Е.И. Бойко после анализа практики употребления термина «механизм» в психологической литературе и по моделированию психики в частности, пришел к выводу:
- Данное понятие всегда требует дополнения: механизм чего-то. Это понятие в психологии относится к психической деятельности или психическим процессам, связанным с нервным субстратом;
- Механизмы и их процессы не должны считаться чем-то внешним по отношению друг к другу. В этом случае механизмы психических процессов следует считать в составе этих процессов и их нельзя отделить от нервного субстрата;
- Изучение механизмов каких-либо явлений должно быть связано с объяснением этих явлений, а вскрыть механизм – значит проникнуть в сущность явления.
Но научная практика показывает не только разделение, а даже противопоставление психологических механизмов физиологическим, несмотря на разумные рекомендации, сделанные Е.И. Бойко. Игнорирование физиологических основ психики наиболее ярко демонстрирует гуманистическая психология, которая ориентирована на психолого-нравственные результаты.
Серьезного интереса к моделированию как исследовательскому методу не наблюдается, хотя моделирование в психологии широко применяется. Но надо отметить, что всплеск психологических работ по математическому и компьютерному моделированию эту проблему актуализирует.