На современном этапе развития психология выступает самостоятельной научной областью, методология которой интенсивно развивается и совершенствуется.
В наиболее общем виде методология представляет собой учение о методах, совокупность способов, приемов, регулятивных принципов реализации познавательной деятельности.
В структуре методологии выделяют следующие уровни:
- уровень философской методологии;
- уровень общенаучных форм, принципов исследования;
- уровень конкретно-научной методологии;
- уровень методики, конкретных техник исследования.
Уровень философской методологии
Философское обоснование выполняет двойственную методологическую роль: с одной стороны, устанавливает границы возможностей применения научного знания, осуществляет критику адекватности его методологического фундамента, намечает перспективы и тенденции его развития; с другой, - дает мировоззренческую интерпретацию результатов познания с точки зрения их интеграции в картину мира.
Уровень общенаучных принципов и форм
К данному уровню относятся собственно методологические, логико-методологические, содержательные общенаучные концепции, позволяющие осуществлять структурно-функциональный, логический, системный анализ, структурирование научного знания.
Общенаучный характер концепций данного уровня отражает их междисциплинарную природу, безотносительность к конкретным типам предметного содержания, направленность на выявление общих характеристик процесса научного познания.
Уровень конкретно-научной методологии
Методология данного уровня применима к ограниченному классу познавательных ситуаций, объектов, специфических для конкретной области научного знания. Рекомендации, полученные в результате применения методологии данного уровня, как правило, носят ярко выраженный дисциплинарный характер.
Еще более специализированными, дисциплинарными выступают методы и техники четвертого уровня, напрямую примыкающие к исследовательской практике. Методы данного уровня связаны с описанием конкретных приемов, способов, техник получения релевантной информации требований к сбору эмпирических данных, проведению экспериментальных исследований, интерпретации и обработки полученных данных. Рекомендации и регламентации данного уровня наиболее тесно связаны с особенностями, спецификой изучаемых объектов.
Специфика психологического знания
Методологическая основа научной области, ее особенности во многом обусловлены спецификой научного знания. В качестве особенностей психологического знания следует назвать следующие:
- психология представляет собой науку о человеке, соответственно, исходные принципы и результаты исследования и его результаты имеют ярко выраженную мировоззренческую окраску;
- важное значение психологии как науки определяется тем фактом, что она способна давать знания о самом процессе познания, его развитии;
- сложность предмета познания, что приводит к возникновению огромного числа трудностей, неразрешимых контроверз в рамках психологической науки;
- огромный материал накопленных эмпирических данных, материала, обработка и интерпретация которого требует разработки качественно новых методов исследования;
- высокая актуальность результатов исследований, что повышает уровень требований к объективности исследователя, его ответственность за представленные рекомендации, выводы.
Таким образом, специфика психологического научного знания заключается в комплексности, сложности, многоплановости предмета изучения, его качественном своеобразии, что выдвигает высокие требования к разработке и имплементации методов исследования.