Понятие аттракции и раппорта в психологии
Умение располагать к себе людей характеризуется двумя понятиями: аттракции и раппорта.
Аттракция – это процесс формирования положительного отношения к собственной персоне.
Данный термин довольно многозначен, но в первую очередь подчеркивает перцептивную сторону общения. Аттракция подразумевает ту характеристику человеческого общения, которая раскрывает его как реализацию межличностных отношений. И, в первую очередь, это касается эмоционального компонента. Исследования механизма аттракции немногочисленны и только набирают актуальность. Еще одним термином, который касается расположения к себе людей является раппорт.
Раппорт – это наличие связи между людьми, которая характеризуется присутствием взаимных позитивных эмоциональных отношений и взаимопонимания.
Уровни расположения собеседника
Расположение собеседника к себе подразумевает два уровня: вербальный и невербальный. На невербальном уровне это касается движений, поз. Вербальный уровень подразумевает речевое общение. Для того, чтобы достичь расположения на невербальном уровне необходимо:
- создать открытую позу, либо скопировать позу собеседника, постепенно раскрываясь;
- открыть руки, что свидетельствует на подсознательном уровне об отсутствии угрозы;
- поддерживать контакт глаз, но не стоит смотреть в глаза длительное время. Лучше переводить взгляд на лоб, нос или губы собеседника;
- естественно улыбаться.
Вербальный уровень подразумевает учет типа репрезентативной системы человека. Существует четыре типа людей в зависимости от канала восприятия информации:
- визуалы – оперируют зрительными образами;
- аудиалы - руководствуются слуховыми понятиями;
- кинестеты – ориентируются на ощущениях;
- дискретный тип характеризуется опорой на разум.
Правила расположения
Для того, чтобы расположить к себе других людей, недостаточно иметь богатую теоретическую базу. Необходимо на практике соблюдать определенные правила. К ним относятся:
- Обращение по имени. Восприятие собственного имени вызывает у человека массу положительных эмоций. Кроме того, это отражает проявление уважения интереса к персоне.
- Соблюдение норм этикета. Это не только говорит о воспитании, но и отразится на дальнейшем общении. Необходимо помнить о существовании безнравственных вопросов, которые не следует задавать другим людям, например, о болезнях или материальном достатке.
- Выбор интересных тем для собеседника. Уникальность людей обуславливает уникальность их склонностей и потребностей.
- Отсутствие критики. Критика является довольно щекотливой темой. Не всегда человек воспринимает ее адекватно. Это зависит от эмоциональности собеседника, уровня воспитания и самооценки. Тактичность и осторожность в высказываниях поможет избежать проблемных ситуаций в общении.
- Умение слушать и слышать. Диалог должен строиться на наводящих вопросах и заинтересованности собеседника.
- Внимание к собственным жестам и позе. Признаком хорошего отношения станут улыбка и проявление доброжелательности.
- Создание ощущения значимости собеседника, что проявляется за счет похвалы действий, восхищения.
Приведенные способы достижения расположения другого человека универсальны для различных ситуаций. Помимо них необходимо учитывать индивидуальные особенности: темперамент, характер, особенности воспитания, менталитет, национальность. Расположение к себе другого человека – сложный процесс, требующий определенных знаний и практического опыта. Однако владение умением позволит полноценно реализовать социальные роли в обществе.