Общая информация о методе
Генетико-моделирующий метод по-другому называют формирующий эксперимент, который применяется в возрастной и педагогической психологии. Он одновременно представляет структурные особенности организации исследования, и смысловые акценты, обуславливающие какой-либо способ взаимодействия психолога с сущностью изучаемого явления. Это метод прослеживания изменения психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого.
Суть генетико-моделирующего метода заключается в том, что методом исследования психических процессов становится экспериментальное формирование у детей новых способностей. Дети раньше этими способностями не обладали. В процессе исследования важно не только организовать, но и обеспечить переход с одного уровня на другой.
В результате устанавливается динамика процессов и их движущие силы. В ходе генетико-моделирующего эксперимента проверяется дееспособность и продуктивность некоторой модели генезиса у учащихся каких-либо понятий и умений. Проявить их учащиеся могут только при учебной деятельности, в которой функционируют различные мыслительные операции и действия. При осуществлении учебной деятельности усвоение полноценных понятий и умений способствует развитию у школьников мышления и сознания теоретического типа.
Генетико-моделирующий эксперимент и проектирование, как считает В.В. Давыдов, являются основными методами изучения учебной деятельности и развивающего обучения. Эти же методы в более широком плане позволяют изучать развивающее образование и его деятельностную основу.
В зависимости от своих теоретических представлений, исследователь заранее формулирует гипотезу о том, что лежит в основе психической способности и в чем заключаются условия её эффективного развития. Далее экспериментатор на основе этой гипотезы моделирует условия в своем эксперименте и проводит ребенка через серию формирующих или развивающих воздействий. После исследования выясняется наличие каких-либо изменений в той психической способности, развитие которой изучается, а это значит, что проверяется гипотеза о психологических причинах и условиях психического развития ребенка.
Например, выдвигается гипотеза о том, что мышление маленького ребенка строится на основе его практических предметных действий. Для проверки этой гипотезы психолог организует практическую деятельность с ними. Это может быть исследование игрушки с секретом, обращение с новыми предметами или специальная практическая, исследовательская деятельность. Серия подобных занятий даст возможность выяснить, произошли ли какие-нибудь сдвиги в умственных способностях у этих детей. Если этот сдвиг положительный, то гипотезу можно считать подтвержденной.
Генетико-моделирующий метод является методом активного воздействия на испытуемого и способствует его психическому развитию и личностному росту. Педагогика, возрастная и педагогическая психология относятся к главным сферам его применения. Формирование каких-то личностных свойств и формирование психики – это процессы достаточно длительные, поэтому данный метод осуществляется обычно продолжительное время. В этом смысле он, как и экспериментально-генетический метод, может быть отнесен к лонгитюдному исследованию и продолжаться с одними и теми же детьми в течение ряда лет. Многолетнее экспериментальное обучение детей, например, по новым программам. Определение степени влияния этих программ на психическое развитие рассматривается как лонгитюдный психолого-педагогический генетико-моделирующий или формирующий эксперимент.
Этапы генетико-моделирующего метода
Как любой другой эксперимент генетико-моделирующий метод тоже имеет свои этапы:
- Философско-социологическое определение проектируемых качеств сознания и личности учащихся;
- Обязательное педагогическое определение целей учебно-воспитательного процесса по формированию этих качеств;
- Для формирования проектируемых качеств важным является логическо-психологическое определение строения совместной деятельности учащихся и педагогов;
- Методические поиски средств реализации этой деятельности;
- Психолого-педагогическое выявление эффективности конечного результата;
- Все используемые средства должны пройти физиолого-медицинскую проверку допустимости с точки зрения их влияния на здоровье учащихся.
Подготовка и организация генетико-моделирующего эксперимента предполагает необходимость предвидения и учета последствий всех возможных воздействий извне.
Надо отметить, что дошкольники и без всяких экспериментальных воздействий развиваются достаточно быстро. Но для оценки эффективности генетико-моделирующего метода те изменения, которые происходят у участников эксперимента и тех, кто живет в естественных условиях, сопоставляются. При сравнении результатов участники эксперимента показывают ту «прибавку», которую дают условия, организованные в эксперименте.
Используя генетико-моделирующий метод в психологическом исследовании, психолог должен иметь:
- Полную теоретическую осведомленность относительно сущности, существования и развития исследуемого явления;
- Информацию о существенных отношениях данного явления с другими явлениями мира и структурными проявлениями взаимодействия его в пространстве индивидуального мира «Я» человека.
Постоянными ориентирами психолога в этом процессе являются корректность содержания, адекватность процедуры и индивидуально-ориентированный характер взаимодействия с субъектом исследования.
Наиболее развернутое обоснование применения и содержательная характеристика генетико-моделирующего или формирующего эксперимента содержатся в работах В.В. Давыдова, которого можно считать создателем целостного учения о данном методе.
Генетико-моделирующий эксперимент одновременно выполняет не только обучающие, но и воспитывающие функции. Термин, формирующий эксперимент, широко распространен и многие авторы его именем стали называть обучающий и воспитывающий эксперименты. Это основа для ложных предпосылок начинающих исследователей. Может сложиться искаженное понимание формирующего или генетико-моделирующего эксперимента как единственного способа реализации естественного преобразующего эксперимента после констатирующего. На схеме (рисунок 1) показана взаимосвязь всех видов эксперимента, о которых шла речь в статье.
Генетико-моделирующий метод Л.С.Выготского
Этот метод был предложен Л.С. Выготским для исследования высших психических функций, а также знакового опосредования, обеспечивающего их становление. С точки зрения ученого, изучение знакового опосредования нельзя проводить с помощью традиционного психологического эксперимента. Предложенный им метод сам автор определяет иногда как инструментальный, потому что предметом исследования выступает инструментальный акт. В этом акте отмечает ученый, используются психологические свойства внешнего явления, стимул становится психологическим орудием в силу использования его как средства воздействия на психику и поведение.
Сравнивая исследовательские подходы, существовавшие в то время в детской психологии, Л.С. Выготский отмечает следующее:
- Эксперимент отделен от сравнительно-генетического подхода, потому что воспроизводит только устойчивые формы поведения;
- Сравнительно-генетический метод не связан с экспериментом, потому что носит описательно-феноменологический характер.
Связав обе линии в единую, мы получим генетико-моделирующий метод, в котором важную роль выполняет проектирование.
Рис.1. Виды эксперимента