В психологии кроме основных методов применяются дополнительные или вспомогательные методы исследования. Они, как правило, используются в комплексе. К ним относится метод тестов, моделирование, метод анализа продуктов деятельности человека, беседа, рисование и др. О некоторых методах речь уже шла в предыдущих статьях, поэтому остановимся на тех, что еще не рассмотрены и коротко напомним о рассмотренных:
- Тесты. Это наборы задач и вопросов, дающих возможность быстро оценить психическое явление и степень его развития. Отличительной чертой тестов является четкая процедура сбора и обработки первичных данных, особые приемы последующей их интерпретации. Количественные результаты всегда сопоставляются с результатами контрольной группы.
- Симптоматический диагноз – первый уровень, который ограничивается констатацией особенностей или симптомов;
- Этиологический диагноз является вторым уровнем. На этом этапе учитывается не только наличие определенных особенностей, но и причины их возникновения;
- Типологический диагноз. Он относится к третьему уровню и заключается в определении места и значения выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека.
- Моделирование. Оно применяется в том случае, когда к исследованию интересующего явления нельзя применить другие методы. Искусственная модель позволяет детально исследовать явление и сделать выводы о его природе;
- Анализ продуктов деятельности, под которыми понимаются созданные людьми различные вещи, написанные книги, письма, изобретения и др. они дают возможность судить об особенностях деятельности, которая привела к их созданию. И здесь опять тест выступает одним из самых распространенных продуктов деятельности человека;
- Детские рисунки. Они всегда вызывали у психологов наибольшее внимание. Специалисты отмечают устойчивую последовательность смены этапов развития рисунка, характерную для раннего детского рисования. Детский рисунок изменяется, поочередно проходя три стадии:
Как отрасль психологии психодиагностика ориентирована на измерение индивидуально-психологических особенностей личности, а вот как самостоятельная наука она ориентирует исследователя на постановку психологического диагноза.
Как основная цель диагностики психологический диагноз может устанавливаться на разных уровнях:
Психодиагностика очень широко используется в таких сферах, как здравоохранение, профориентация, образование, психотерапия, судебно-психологическая экспертиза и др.
Помимо тестов широко применяются и другие дополнительные методы. Среди них:
- Каракули в 2-3 года. До трех лет ребенок удовлетворен своими каракулями, которые получает, просто водя карандашом по листу бумаги, ему интересен процесс чирканья;
- Схемы в 4-8 лет. Что-то изображать ребенок начинает к 4-м годам. До 6-ти лет малыши еще не понимают пространственного изображения и рисуют «фризовые композиции» или «вид сверху». Они делают рисунки, соответствующие своему возрастному развитию. Обычно, центральным мотивом детских рисунков выступает человеческая фигура. Сначала рисуется голова – овал, а непосредственно к ней присоединяются ноги. Постепенно добавляются глаза, нос, рот, брови. Руки крепятся обычно к голове, либо к ногам. Такие детали, как уши, волосы и первые признаки одежды появляются на детских рисунках к 6-ти годам. В 7 лет происходит уточнение пропорций и появляется намек на шею. Рисовать профильные фигуры человека ребенок умеет к 8 годам.
- Отсутствие схем в 8-12 лет. В 9 лет появляется попытка изобразить движение, но рисунки по-прежнему еще остаются плоскостными. Попытки накладывать тени, придавать форму предметам, попытка перспективного охвата, появляется в 10-11 лет. В дальнейшем идет совершенствование техники рисования, а сами рисунки в значительной мере отражают интересы и увлечения ребенка.
Существует очень много таких «рисовальных тестов», сюжетных или тематических рисуночных тестов, тестов «срисовывания» и др.
Источники образов детских рисунков
Жизненный опыт младших школьников вполне достаточен для выполнения разнообразных рисунков, а вот способность актуализировать его как источник замысла рисунка, развита неодинаково.
Выделяется три уровня развитости этой способности – низкий, средний, высокий:
- Низкий уровень. Он характерен для тех детей, которые не могут найти самостоятельно источник замысла для рисунка. Такие дети способны действовать только по образцу. Это может быть указание учителя, что и как надо рисовать. Такие дети свой личный опыт с рисованием не связывают и считают, что рисовать надо только то, что умеешь или что рисовал раньше. На рисунках, как правило, повторяются одни и те же объекты и чаще всего это солнышко, дерево, цветы, человечки;
- Средний уровень. К этому уровню относятся те дети, жизненный или культурный опыт которых актуализируется только при условии, если взрослый человек рассказал им о нескольких разных источниках замысла рисунка. Это может быть, например, семейный праздник, телевизионная передача, игра и др. При такой подсказке ребенок может выбрать то, что соответствует его опыту и сделать интересный рисунок;
- Высокий уровень. Он характерен для тех детей, которым достаточно легкой подсказки направления поиска. Здесь достаточно сказать о том, что самое интересное может быть в жизни их семьи и все. Встречаются, правда, редко, такие дети, которые приходят уже с богатым запасом замыслов. Рисунки таких детей отличаются оригинальностью и нестандартностью изобразительного решения.
Фантазия связана с реальностью и все, что ребенок получает из книг, фильмов, картин, музыки, ему не по силам повторить в рисунках. Но, бывает, что создания культуры становятся источником замысла детских рисунков. На воображение детей произведения изобразительного искусства влияют тем, что показывают то интересное, чего раньше они не замечали.
С жизнью воображение связано еще одной связью – эмоциональной, которая проявляется двояким образом:
- Чувство стремится воплотиться в определенные образы, а эмоции подбирают соответствующие им события, впечатления, мысли. Не связанные друг с другом впечатления, могут объединиться на основе общего эмоционального сходства. Настроение ребенка может связать их между собой и вызвать воображаемые образы, которых в действительности он никогда не видел.
- Между эмоциями и воображением существует и обратная связь. Известно, что у человека образы фантазии порождают определенные чувства. Например, образ Бармалея выглядит ужасным, что вызывает у ребенка вполне реальный испуг, хотя сам Бармалей не является реальным образом. Но, этот испуг будет такой же, как если бы он играл в войну или «казаки-разбойники». Поэтому своим персонажам он будет передавать испытанное им чувство. Страх у него выражается не так, как в жизни, поэтому эстетические эмоции «умные». Ребенок не плачет и не дрожит, потому что страх выражается не так, как в жизни.
Если в рисунках ребенка, как было замечено психологами, которые он делает по собственному замыслу, часто встречаются эмоционально отрицательные образы, то это всегда связано с неблагополучными обстоятельствами в его жизни – отношения в семье, отношения с ровесниками и учителями. Безусловно, учитывая эмоциональную чувствительность детей, их ранимость, взрослые должны быть очень осторожны, когда направляют фантазию детей на источники отрицательных эмоций.