Личностно-ориентированная психотерапия (реконструктивная психотерапия) — это методика практической психологии, цель применения которой состоит в гармонизации нарушенной системы отношений индивида с окружающим миром, коррекции эмоций и мыслей человека.
Сущность и особенности личностно-ориентированной психотерапии
Методы личностно-ориентированной психотерапии, как правило, используют при наступлении пограничных психических состояний. Наиболее эффективной она считается при лечении разных форм невроза.
Невроз представляет собой конфликтогенное, потенциально обратимое расстройство, способное ухудшить адаптацию индивида в обществе. Его формирование происходит в детстве по причине того, что ребенок получил недостаточное количество (или, наоборот, избыток) любви. Нарушения в соответствующих областях жизни способствуют возникновению конфликтов у пациента (с самим собой и с окружающими людьми).
При осуществлении сеансов личностно-ориентированной психотерапии особенное внимание должно уделяться анализу отношений, которые сформировались между пациентом и терапевтом. По той причине, что психотерапевт на этой стадии для пациента становится важной фигурой, последний может неосознанно проявлять собственный неконструктивный рисунок поведения. Это может стать отдельным поводом для анализа и коррекции.
Задачи и методы личностно-ориентированной психотерапии
Задачи личностно-ориентированной психотерапии включают, в первую очередь, глубокое и всестороннее исследование:
- Личности пациента,
- Особенностей его эмоционального реагирования;
- Аспектов его мотивации;
- Специфики развития отношений;
- Структуры и функционирования системы его отношений.
Вторая задача состоит в выявлении и изучении этиопатогенетических механизмов, которые способствуют возникновению или сохранению патологических состояний и их симптоматики.
В процессе использования методов личностно-ориентированной психотерапии у больного должно быть достигнуто осознанное понимание причинно-следственной связи особенностей его системы отношений и заболевания. Психотерапевт оказывает помощь больному в рамках разумного разрешения психотравмирующей ситуации. В случае необходимости происходит изменение его объективного положения и отношения окружающих людей.
Все методы, используемые в личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии должны соответствовать ее целям и задачам, таким как:
- Исследование личности больного, в том числе его эмоциональных реакций, мотивации, системы отношений;
- Выявление и анализ этиопатогенных механизмов, которые способствуют проявлению или сохранению невротических состояний;
- Процесс достижения у пациента осознания и понимания причинно-следственных связей, возникших между особенностями его системы отношений и заболеванием;
- Помощь пациенту в разумном решении психотравмирующей ситуации, включая изменение его объективного положения и отношения;
- Изменение отношения пациента, корректирование неадекватных реакций и форм поведения.
Все методы, используемые в личностно-ориентированной психотерапии, ведут к улучшению самочувствия больных и способствуют восстановлению их полноценного социального функционирования.
Основной инструмент психотерапевта в рамках методов представлен его интерпретацией связей между состоянием больного и жизненной ситуацией. Здесь важно рассмотреть связь между особенностями его системы отношений и мотивацией. Интерпретацию производят как с помощью прямых вопросов, так и при использовании косвенных вопросов (например, замечаний и т. д.).
Одна из базовых задач психотерапевта - иметь наиболее полное представление о всех изменениях, которые происходят в значимых личностных структурах пациента, включая все параметры его субъективной модальности.
Популярность психотерапии способствуют росту интереса к лечебным воздействиям, осуществляемым в рамках психосоциальной природы. В первую очередь, это относится к групповой психотерапии. Групповая психотерапия (патогенетическая психотерапия) имеет в своей основе использование нескольких принципов. Группа в известной мере должна представлять собой модель естественных социальных групп пациента. Отношения между участниками группы должны постоянно меняться в процессе работы, именно на это направляется вся активность психотерапевта.
Как и в методах индивидуальной психотерапии, в групповой психотерапии в качестве основного средства воздействия выступают вербальная и невербальная коммуникации участников группы. Общение также включает и коммуникации с самим психотерапевтом.
Главная форма взаимодействия в группе представляет собой групповую дискуссию. В ее процессе осуществляется фокусировка на обсуждении биографий и проблем отдельных участников. Среди вспомогательных методов групповой психотерапии можно выделить: разыгрывание ролевых ситуаций, психологическую гимнастику, арт-терапию и музыкотерапию.
Данная классификация весьма условна, поскольку разница между ними только в том, на каком именно материале происходит выстраивание отношений членов группы, на каком материале осуществляется организация занятий. Различные формы занятий способны решать психотерапевтические задачи, дают дополнительный материал для дискуссий и определяют психодиагностические задачи (в плане личной психодиагностики).
Розыгрыш ролевых ситуаций предоставляет группам материал для понимания проблем, возникших в жизни отдельных участников группы. Данная форма может быть полезна в случае, когда группа начинает излишне «интеллектуализировать» решение проблем, имеет сложности с вербализацией эмоций.