Аффилиация – это потребность человека, проявляющаяся в желании и стремлении постоянно контактировать и общаться с другими людьми, а также в желании устанавливать и сохранять с ними положительные отношения.
Аспекты аффилиации в среде молодежной субкультуры
В науке рассматривается два аспекта аффилиации. Первый из них связан со стремлением к принятию иными людьми (позитивный аспект аффилиации, или собственно сама аффилиация), второй — со страхом быть отверженным (негативная сторона аффилиации).
В основе аффилиации лежит страх (страх быть отверженным другими людьми). Именно благодаря этому человек начинает искать взаимоотношений с другими людьми. По этой причине два аспекта аффилиации связаны между собой обратной зависимостью. То есть, чем меньше выражен страх быть отвергнутым, тем больше проявится стремление к принятию.
Исследователи выдвигают гипотезу о том, что эти два аспекта могут являться самостоятельными, поскольку корреляторы данных сторон в результате оказываются разными. После проведения практической работы по выявлению двух сторон аффилиации, исследователи увидели, что у испытуемых с высокой степенью аффилиативного интереса много близких друзей. Это обстоятельство не зависело от гендерного признака. Так же удалось выяснить, что в рамках молодежной субкультуры аффилиативный интерес в большей степени связан с длительностью общения, общностью мировоззрения между друзьями.
Исследование по методу Т. И. Толчинской показывает отличие между сторонами аффилиации. Ей удалось доказать, что стремление к принятию в молодежной субкультуре никаким образом не связано ни с личностной, ни с ситуативной тревожностью. У молодого человека с ярко выраженным страхом отвержения происходит более сильное проявление личностных характеристик, чем у тех, кто показал низкий уровень страха отвержения.
Если у человека преобладает стремление к приятию в социуме, то в это время у него происходит выработка определенного стиля общения. В нем будет присутствовать несколько черт:
- Уверенность в себе,
- Социальная смелость,
- Непринужденность,
- Открытость людям и миру.
Если в рамках субкультуры молодежи у человека преобладающим является страх отвержения, то у него можно наблюдать отсутствие уверенности, скованность, неловкость. Такой человек часто вызывает у окружающих недоверие к себе, поэтому его не всегда принимает социум.
И. В. Кузнецова продемонстрировала, что у людей со слабовыраженной потребностью в аффилиации будет преобладать мотив в формировании деловых отношений. Человек с высоким уровнем будет стремиться заводить дружеские отношения.
Таким образом, мотив аффилиации коррелирует с человеческим стремлением получать одобрение от окружающих (потребность в самоутверждении). По этой причине субъект может начать проявлять активность и инициативу в коммуникации. Еще Макклелланд в своих исследованиях отмечал, что у людей, которые много разговаривают по телефону, отмечается высокая выраженность потребности в аффилиации.
Для исследования аффилиации в молодежной субкультуре можно использовать один из распространенных методов. Первый из них представлен методикой А. Мехрабиана, названной «Мотивация аффилиации». Еще один метод — это разработка Сидоренкова А. В. и Сидоренковой И. И., названная «Изучение межличностного доверия в группе».
Методика «Мотивация аффилиации»
Для исследования того, каким образом доверительные отношения оказывают влияние на потребность в аффилиации, необходимо проанализировать степень выраженности у испытуемых потребности в аффилиации. Для этого чаще всего используется метод «Мотивация аффилиации».
После изучения выраженности этой потребности, необходимо оценить то, каким образом доверительные отношения воздействуют на потребность в аффилиации. Для этого в молодежной субкультуре можно проверить испытуемых с помощью «Методики изучения межличностного доверия в группе».
Тест-опросник разработал А. Мехрабиан. Его применяла в модификации М. Ш. Магомед-Эминова с целью диагностики стремления к принятию (СП) и боязни отвержения (СО). Тест включает 2 шкалы: СП и СО и включает по 30 утверждений по данным шкалам. Утверждения характеризуют разные аспекты характера человека, его мнения и чувства в отношении различных жизненных ситуаций.
Метод Сидоренковых «Изучение межличностного доверия в группе»
Метод Сидоренковых можно использовать для исследования аффилиации в среде молодежной субкультуры. Эта методика помогает определить доверительные отношения в группах в соответствии с тремя сторонами межличностного доверительного статуса каждого ее участника:
- Конфиденциально-охранительный (КОС);
- Информационно-инфлюативный (ИИС);
- Деятельностно-совладающий (ДСС).
Эта методика рассматривает каждую сторону доверительного статуса, фиксируя ее по нескольким критериям. Она помогает изучить воздействие доверительных отношений в качестве фактора потребности в аффилиации в молодежной среде.
Методику «Изучения межличностного доверия в группе» разработали авторы Сидоренков А. В. и Сидоренкова И. И. В процессе обработки результатов по каждому критерию необходимо составить матрицу доверительных выборов, предназначение которых состоит в анализе количества доверительных отношений в группе. Доверительные выборы помогают также подтвердить или опровергнуть гипотезу, о том, что чем большее количество доверительных отношений выстроено у испытуемых, тем сильнее выражена потребность в аффилиации.
В ходе исследования можно получить информацию, представленную в доверительных матрицах. Для каждой матрицы будет соответствовать таблица первичных данных. Подсчет результатов по данной методике происходит путем определения количества выборов, сделанных индивидом.
Их границы выглядят таким образом: от 0 до 1 сделанных выборов означает низкий уровень доверия, от 2 до 5 сделанных выборов отражает средний уровень, более 6 выборов говорят о высоком уровне доверия индивида.