Методы исследования в возрастной психологии — это наблюдение, опрос, эксперимент и моделирование. Чаще всего в данном направлении используют метод наблюдения, осуществляемый посредством систематического и целенаправленного восприятия, фиксирования психических явлений в соответствующих условиях.
Особенности возрастной психологии
Возрастная психология – это отрасль психологии, которая занимается исследованием закономерностей психического развития и формирования личности в течение всего онтогенеза (от рождения человека и до наступления старости). Предмет этого направления представлен возрастной динамикой психики человека, онтогенезом психических процессов и качествами личности развивающегося человека, закономерностями развития психических процессов.
Для возрастной психологии характерно изучение возрастных особенностей психических процессов, возрастных возможностей усвоения знаний, ведущих факторов личностного развития, возрастных изменений.
Все возрастные изменения классифицируются на следующие виды:
- Эволюционные,
- Революционные,
- Ситуационные.
В соответствии с изменениями необходимо использовать разные методы возрастной психологии. В состав эволюционных изменений необходимо включить количественные и качественные преобразования, которые происходят в человеческой психике в процессе перехода из одного возраста в другой. Подобные изменения замедленны, но основательны. Они охватывают большие промежутки жизни (несколько месяцев для младенца, несколько лет для ребенка старшего возраста.
Революционные изменения происходят быстро. Они более глубокие и характерны для момента кризиса возрастного развития, который проявляется на пересечении возрастов. Для ситуационных изменений характерно воздействие на психику ребенка какой-либо социальной ситуации. Эти изменения способны отражать процессы, которые происходят в психике и поведении ребенка под воздействием обучения и воспитания.
Теоретическая задача возрастной психологии состоит в исследовании закономерностей психического развития в онтогенезе. Методы возрастной психологии направлены на установку периодов развития и причин перехода из одного периода в другой. Они помогают определять возможности развития, возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности.
Методы возрастной психологии
Комплекс методов исследования, которые используются в возрастной психологии, включает несколько блоков методик. Они заимствованы из общей, дифференциальной и социальной психологии.
Общая психология дает возрастной психологии методы исследования когнитивных процессов и личности. Такие методы должны адаптироваться к возрасту и направлены на исследование восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи. С помощью них специалисты получают сведения о возрастных особенностях познавательного процесса, преобразованиях процессов при взрослении, специфике перехода из одного возраста в другой.
Из дифференциальной психологии были взяты методы исследования индивидуальных и возрастных различий детей. Большую популярность получил «метод близнецов», направленный на изучение сходств и различий между гомозиготными и гетерозиготными близнецами. На основании полученной информации можно сделать вывод об органической (генотипической) и средовой связи психики и поведения.
Социальная психология обеспечивает возрастную психологию методами, которые дают возможность исследовать межличностные отношения в соответствующих детских группах, включая также отношения между детьми и взрослыми.
Методы, заимствованные из социальной психологии, включают:
- Наблюдение и эксперимент,
- Опрос и беседу,
- Метод срезов,
- Анкетирование и тестирование,
- Анализ продуктов деятельности.
Особенности методов исследования возрастной психологии
Любой метод возрастной психологии необходимо адаптировать к возрасту ребенка. Основным методом работы с детьми (особенно в дошкольном возрасте) является наблюдение. Это связано с тем, что тесты, эксперимент и опросы еще сложны для исследования их поведения.
Для начала наблюдения необходимо поставить цель, составить программу наблюдения, разработать план действий. Цель наблюдения состоит в определении того, ради чего оно осуществлялось и какие результаты ожидаются на выходе.
Для получения достоверных данных, наблюдение проводится регулярно, поскольку дети растут очень быстро и изменения их психики быстротечны. Например, поведение младенца может меняться на глазах, и даже, пропустив один месяц, исследователь теряет возможность получить ценную информацию о его развитии в это время.
Чем младше возраст ребенка, тем меньше должен быть предусмотрен интервал между наблюдениями. С рождения до трех месяцев наблюдение за детьми проводятся каждый день, с 3 месяцев до 1 года – раз в неделю, с года до 3 лет – ежемесячно, с 3 до 6–7 лет – 1 раз в полгода, в младшем школьном возрасте – один раз в год и т. д.
В работе с детьми метод наблюдения показал наибольшую эффективность, поскольку в нем они ведут себя более непосредственно, не начиная играть социальные роли, присущие для взрослых. С другой стороны, ребенок (особенно дошкольник) обладает недостаточно устойчивым вниманием, часто отвлекается от дела. По этой причине по возможности наблюдение должно быть скрытым.
Опрос может проводиться в устной или письменной форме. При использовании опроса могут возникать различные трудности. Каждый ребенок понимает заданный вопрос по-своему, вкладывая в него другой смысл, чем взрослый человек. Система понятий у него значительно отличается от той, которой пользуется взрослый человек.
Эксперимент — это один из самых надежных методов получения материала для исследования поведения и психологии ребенка. Сущность метода заключается в том, что в процессе анализа у обследуемого лица вызываются психические процессы, интересующие исследователя. Он создает условия, необходимые и достаточные для проявления требуемого процесса.