Цели и задачи научно-исследовательской работы
Научно-исследовательская работа студента - это комплекс мероприятий, направленных на освоение студентами основных методов, навыков и принципов выполнения анализа некой проблемы и исследования ее.
Реализация научно-исследовательской работы - это важная и неотъемлемая часть учебного процесса, которая позволяет освоить навыки самостоятельного поиска и постановки проблемы, проверки ее актуальности, проектирования дизайна исследования, формирование выборки и методов исследования, а также развитие способностей в области анализа, систематизации и оценки научной информации, ее статистической обработки.
Подготовка студентов к научно-исследовательской работе закреплена в федеральных государственных стандартах и является обязательным этапом в подготовке профессионального специалиста.
Реализация научно-исследовательской работы важна потому, что профессиональный специалист должен владеть не только теоретическими и фундаментальными знаниями, но и иметь представление, как эти знания формируются, используются в практике, творчески подходить к практическим задачам.
Сама практика научных исследований выражается в разных формах: работа студентов на университетских кафедрах, в лабораториях, выполнение научных и исследовательских работ, участие студентов в конференциях, семинарах и конкурсах.
Научно-исследовательская работа студента выполняет определенные функции: образовательную: в результате реализации научной работы студент изучает научные данные, осваивает практические принципы организации научных знаний (принципы организации научного исследования, методы исследования, методические особенности исследования) организационную: в результате реализации научно-исследовательской работы студент обучается ориентироваться в поле научной информации, в научных источниках, учится выбирать надежные и достоверные, учится организовывать свою научную деятельность, планировать ее, определять цели аналитическую: в результате реализации научно-исследовательской работы студент анализирует ее, как на конкретных этапах, так и по итогу, рефлексирует свою деятельность, выделяет успешные и неудачные шаги, что позволяет скорректировать ее как на конкретном этапе исследования, так и сформировать коррективы для новой исследовательской работы. мотивационную: реализация научно-исследовательской работы формирует у студентов мотивацию и интерес к науке, научным сообществам, значимости научных знаний, а также в целом стимулирует развиваться и самосовершенствоваться развивающую: реализация научно-исследовательской работы развивает аналитическое мышление, повышает способность к творческому и нестандартному решению поставленных задач, а также способствует развитию навыков презентации своей точки зрения, ее аргументации, и способности слушать точки зрения других воспитывающую: реализация научно-исследовательской работы способствует развитию профессиональной этики студентов, а также воспитывает общечеловеческие способности (саморегуляция, способности преодолевать трудности и адаптироваться к новой среде, развитие живого интереса).
Структура и содержание работы
Основная структура реализации научно-исследовательской деятельности строится следующим образом: планирование, непосредственное проведение исследования и предоставление отчета о проведенном исследовании.
План научного исследования - это не просто административная формальность, это отражение логики научного познания. Планированию реализации научно-исследовательской работы отдается весь семестр. За это время студент должен ознакомиться с самой спецификой научного-исследования по выбранному направлению, сформулировать свой исследовательский интерес, определиться с проблемой исследования, сформулировать содержание исследования (тема, объект, предмет, цели, задачи) и сделать реферат по данному этапу исследования.
Очень важным этапом на этапе подготовки и планирования исследования является изучение методологии исследования.
Методология - это система знаний и принципов о методах, принципах и способах организации исследований, которые определяют всю логику исследования, представляя его в единстве теории и практики.
Непосредственная реализация научно-исследовательской работы строится следующим образом: изучение литературных источников по теме, обоснование актуальности и практической значимости проблемы исследования, составление программы и дизайна исследования (выбор организационных, эмпирических методов, методов обработки и интерпретации данных), реализация программы исследования, обработка, анализ и интерпретация полученных данных, их презентация.
Предоставление отчета о проведенном исследовании реализуется в виде защиты студентом своей работы.
Исследовательская деятельность по психологии
Научно-исследовательская работа по психологии - это один из способов познания психических явлений, их сущности, особенностей формирования и закономерностей развития.
Основная цель научно-исследовательской работы по направлению психологии - сформировать у студентов основы профессионального мышления как психолога-исследователя, повысить осведомленность в области актуальных и неразработанных проблем в области психологии, сформировать готовность использовать научные данные в области практической психологии.
Выбор тематики научно-исследовательской работы формулируется в зависимости от интересов самого студента, интересов научного руководителя, а также имеющихся актуальных проблем в психологии.
Для реализации психологического исследования применяются методы, соответствующие основным этапам проведения исследования: организация исследования (где, как и каким образом будет проводится), непосредственный сбор данных, обработка данных и интерпретация данных. В связи с этим методы группируются следующим образом:
- организационные: сравнительный метод (основной принцип - сопоставление различных групп по какому-то признаку: возраст, род деятельности и т.д.), лонгитюдный метод (основной принцип - исследование одной и той же группы людей на протяжении длительного времени), комплексный метод (представители разных научных дисциплин исследует один объект с разных сторон),
- эмпирические: наблюдение, самонаблюдение, экспериментальные методы, психодиагностические (тесты, опросники, интервью, беседа), моделирование, биографические методы, метод анализа продуктов деятельности
- методы обработки данных: статистические методы, качественные методы (контент-анализ)
- интерпретационные методы: генетический (анализ материала с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов) и структурный (устанавливает структурные связи между отдельными элементами)
Объектом непосредственного психологического исследования являются люди, соответственно их нужно как-то отбирать для исследования. Научным языком это называется выборка. Это выборочная совокупность людей, которые являются частью генеральной совокупности.
Выборка характеризуется: отражает предмет исследования (что именно мы исследуем), объем выборки, репрезентативность (наличие разных подгрупп внутри выборки).
Для формирования выборки применяются определенные приемы, которые позволяют получить достоверные результаты:
- рандомизация - это стратегия случайного отбора, которая эффективна для формирования простых выборок
- попарный отбор - это стратегия построения групп, которая эффективна для экспериментальных методов с наличие экспериментальной и контрольной группы. Для этого испытуемых группирует по значимым для эксперимента побочным параметрам
- стратометрический отбор - это стратегия формирования выборки на основе построения классов (страт), обладающих определенными признаками, относительно которых отбираются испытуемые
- приближенное моделирование - это стратегия формирования выборки, результаты полученные относительно которой распространяются на более широкую популяцию, приближенно похожую по какому-то признаку. Наиболее используемый метод для студенческих исследований, однако обладающий довольно низкой степень достоверности.
Правильный принцип формирования выборки важен потому, что это обеспечивает валидность исследования, то есть обоснованность и пригодность применения методик в исследовании и распространения полученных результатов на генеральную совокупность. Если мы неверно сформируем выборку, то полученная группа людей может просто не подходить для целей и задач исследования, что повлечет получение недостоверных результатов.
Еще одним немаловажным аспектом научно-исследовательской работы в психологии являются этические принципы - соблюдение принципов уважения к респондентам, обеспечение комфортных для них условий, правила о неразглашении личной информации, предоставление добровольного информированного согласия.