Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика «Кинетический рисунок семьи»: понятие и структура методики

Суть методики, ее структура

Определение 1

«Кинетический рисунок семьи» - это проективная методика Р. Бернса и С. Кауфмана, позволяющая выявить особенности взаимоотношений между ребенком и родителями в семье, определить спектр тревожных для ребенка ситуаций, а также проанализировать, как ребенок ощущает себя в структуре семьи, как он определяет в ней свое место.

Эта методика позволяет не только диагностировать внутрисемейную структуру взаимоотношений и эмоциональных связей, но также помогает самому ребенку проанализировать и осмыслить свои отношения в семье, интерпретировать актуальные проблемы в семейных отношениях.

Структура самой методики состоит из двух частей: собственно рисование своей семьи и последующая беседа по поводу этого рисунка с психологом. Само задание формулируется так, чтобы ребенок нарисовал такой рисунок, на котором каждый из членов семьи чем-то занят, что-то делает.

Как и во всех проективных методиках, помимо самого нарисованного, важно анализировать и фиксировать проявления ребенка в процессе рисования - как меняется мимика, производятся ли какие-то жесты, делаются ли высказывания, а также последовательность объектов рисования. Нередко дети отговариваются, что не умеют рисовать (в младшем или среднем школьном возрасте), их нужно успокоить и объяснить, что суть не в том, чтобы оценивать рисунок. Кроме этого, дети склонны прикрывать рисунок ладошкой, чтобы психолог не видел. Это может свидетельствовать о неуверенности ребенка, потребности в поддержке. Все эти моменты обладают не меньшей значимостью, чем сам рисунок, поэтому важно фиксировать их по ходу.

Беседа с психологом направлена на то, чтобы в основном говорил сам ребенок о своем рисунке и соответственно о своей семье. Для этого психолог может задавать общие наводящие вопросы: «Расскажи, кто здесь нарисован,», «Что они делают, чем заняты?», «Какое у них настроение?», «Кому из них весело, кому нет?». Последний вопрос нужен для того, чтобы вывести ребенка на анализ собственных чувств.

«Методика «Кинетический рисунок семьи»: понятие и структура методики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Часто дети не могут отвечать на такие вопросы неформально и искренне, и здесь важно не настаивать на ответе, а идти обходным путем через проективные вопросы (непрямые, ситуативные). Для этого ребенку предлагают 6 ситуативных задач, направленных на выявлений эмоционально положительных (3 шт.) и эмоционально отрицательных (3 шт.) проявлений ребенка в семье.

Структурные компоненты анализа методики

Интерпретация рисунка состоит из двух аспектов:

  • интерпретация формальных характеристик рисунка - это анализ качественных параметров: линий рисунка, месторасположения объектов рисунка, стертые элементы рисунка, затушеванные элементы;
  • интерпретация содержательных характеристик рисунка - это анализ непосредственного изображения: какая деятельность отражена на рисунке у разных членов семьи, как они взаимодействуют, какие предметы их окружают.

Помимо этих основных характеристик, при анализе кинетического рисунка семьи важно учитывать структурные параметры семьи (сравнение по составу реальной и нарисованной семьи), а также рисуночные характеристики отдельных членов семьи (отличия в стиле рисования разных членов семьи, детальность прорисовки, акцентированные элементы).

Эти элементы важны, поскольку ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Как правило, он может не нарисовать тех, с кем у него напряженные или конфликтные отношения, кого он боится.

Помимо этого, важную роль в анализе является пространственная близость между членами семьи: нередко, дети располагают различные объекты (домашние животные, предметы мебели и т.д.) между членами семьи, которые являются своеобразным барьером, отражающим барьер или конфликт в отношениях между этими членами семьи.

Бывает, что и вовсе большую часть рисунка представляют собой какие-то предметы мебели или быта, а собственно членов семьи там нарисовано очень мало, это может отражать тревожное состояние ребенка по поводу взаимоотношений со своей семьей, в силу чего ему проще нарисовать неодушевленные объекты, а не людей.

С точки зрения деятельности, благоприятным отражением взаимоотношений в семье является рисунок, где вся семья погружена в какую-то общую деятельность.

С точки зрения рисуночных характеристик, при анализе рисунка важно фиксировать наиболее детально и схематично прорисованные объекты: как правило, наиболее прорисованными и раскрашенными являются фигуры тех членов семьи, у которых с ребенком очень глубокие и теплые взаимоотношения. Тех членов семьи, с которым у ребенка конфликт, он может нарисовать очень схематично, без отдельных частей тела. Нередко, ситуации домашнего насилия ребенок отражает в рисунке, убирая руки или кисти члену семьи, или же наоборот прорисовывая их очень гипертрофированно большими. Штриховка в прорисовке отдельных членов семьи отражает тревожное отношение ребенка к нему, страх. То же самое говорит и многоразовое перерисовывание, стирание.

Говоря о порядке рисования, как правило дети начинают рисовать сначала тех, с кем у них хорошие отношения, и в конце уже переходят к тому, с кем плохие (если переходят).

Система оценки рисунка

Кинетический рисунок семьи выявляет следующие характеристики внутрисемейных отношений:

  1. Благоприятная семейная ситуация: с точки зрения содержательных характеристик: изображены все члены семьи, что и в реальной семье, все заняты общим делом, и адекватно расположены на листе бумаги (нет акцента на низ листа, на верх или в бок). С точки зрения рисуночных характеристик: отсутствует штриховка, линии четкие, без перерисовок.
  2. Тревожность: определяется по частым штриховкам, стиранию, качеству линий (с очень сильным или очень слабым нажимом), излишней детализации, преобладанию предметов и объектов, общая линия начала рисунка находится в самом низу листа.
  3. Конфликтность в семье: наличие барьерных объектов или фигур между членами семьи, изоляция отдельных членов семьи, их стирание, редукция отдельных частей тела, отсутствие конкретных членов семьи, неадекватность размеров фигуры.
  4. Чувство неполноценности ребенка в семье: ребенок рисует себя неадекватно маленьким, линия прорисовки слабая, или располагает себя в самой нижней части листа, или изолирует от других фигур какими-то объектами, или рисует спиной к смотрящему, либо вообще себя не рисует.
  5. Враждебная атмосфера в семье: какой-то из членов семьи нарисован на обороте листа или на отдельном листе, агрессивная поза фигуры, гипертрофированные и детализированные отдельные части тела, сильный нажим при прорисовке, зачеркивание фигуры.

Всем перечисленным характеристикам присваиваются определенные баллы, суммируя которые психолог понимает основные проблемные места в детско-родительских отношениях.

Дата последнего обновления статьи: 24.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot