Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой преподавания психологии: Рыбников, П. Лодия, А. И. Галич, Н. Я. Грот, Н. А. Бернштейн, А. И. Введенский, Н. О. Лосский, С. Л. Франк, Н. Е. Введенский, В. А. Вагнер, А. А. Ухтомский, В. М. Шимкевич и др.
Далее рассмотрим понятие преподавания, психологического тезауруса, а также особенности работы преподавателя с психологическим тезаурусом.
Понятие преподавания и психологического тезауруса
Преподавание представляет собой определенную деятельность учителя или преподавателя, в процессе которой происходит передача ученикам или студентам информации, организация самой учебной деятельности и ее оценка.
Тезаурус – определенная совокупность терминов определенной сферы.
Психологический тезаурус – это свод терминов в сфере психологии; базис усвоения системы научных знаний.
На рисунке 1 показана модель преподавательской деятельности по формированию тезауруса студентов.
Рисунок 1. «Модель преподавательской деятельности по формированию тезауруса студентов»
Роль научного тезауруса в обучении
В настоящее время современное общество предъявляет высокие требования к специалистам высшего образования.
А. А. Вербицкий утверждает, что профессиональное обучение должно осуществляться в контексте выбранной профессии. Так, для любого специалиста в области психологии существует необходимость в овладении научным языком.
Эта мысль наталкивает нас на основы культурно-исторической концепции Л. С. Выготского. В данной концепции одним из утверждений являлась мысль о том, что главное различие в психике животных и человека – орудийность психики человека. По выражению Л.С. Выготского, «если основная и общая деятельность больших полушарий у живот¬ных и человека есть сигнализация, то основной и самой общей де-ятельностью человека, отличающей в первую очередь человека от животного с психологической стороны, является сигнификация, то есть создание и употребление знаков».
Наиболее общая схема концепции представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. «Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского»
Одним из таких орудий является язык. Известно, что единицей языка является слово. По мнению А. Н. Леонтьева, словом опосредуется отношение человека к предмету.
Работа преподавателя психологии с психологическим тезаурусом
Рассмотрим трудности, связанные с использованием тезауруса.
- Перевод термина на естественный язык. Приведем примеры таких терминов:
- интериоризация,
- экстериоризация,
- филогенез,
- онтогенез,
- дизонтогенез,
- интроспекция,
- паттерн,
- конгруэнтность и др.
Этапы работы с психологическим тезаурусом
- Выделение тезауруса темы. Необходимо системно представлять тему занятия, выделяя в ней структурные элементы.
- Введение термина. Объяснение значения и происхождения термина, его возможная запись на доске, разъяснение случаев употребления.
- Постепенное разъяснение значения термина. Необходимо время от времени переводить термин для его лучшего усвоения.
- Частое употребление термина. Самостоятельные задания для студентов в виде:
- Контрольных
- Терминологических диктантов
- Специальных карточек и др.