Одной из центральных, приоритетных проблем современной теории и методики спорта выступает проблема определения структуры соревновательной готовности спортсмена к достижению высоких соревновательных результатов. Психологическая подготовка спортсмена к состязаниям выступает целенаправленным, систематическим процессом, направленным на достижение такого уровня готовности, который позволит обеспечить ему победу в состязаниях.
Разделы подготовки спортсменов
Под готовностью спортсмена в современной научной литературе понимается интегральный показатель системы подготовки, индикатор уровня ее эффективности.
Выделяют следующие направления подготовки спортсмена:
- техническую,
- физическую,
- тактическую,
- психическую.
Значение психологической подготовки спортсмена
Тренировочный период и сами состязания неизменно сопровождаются определенными психическими состояниями, характер и интенсивность протекания которых, эмоциональная окрашенность оказывают существенное влияние на качество реализации тренировочной работы, систему взаимоотношений с окружающими, отношение спортсмена к самому себе, спортивной деятельности.
После проведенных состязаний спортсмен переживает сложные психические состояния, особенности которых зависят от множества факторов, включая достигнутые результаты, их соответствие/ несоответствие запланированным, уровню притязаний спортсмена; от степени напряженности спортивного соревнования, которая привела к поражению или обеспечила успех; от особенностей волевых качеств спортсмена, его эмоциональной и моральной устойчивости и пр.
Послесоревновательные психические состояния разнообразны, могут оказывать разнородное влияние на реализацию профессиональной деятельности спортсмена. При неуспехе чаще всего отмечаются состояния огорчения, неудовлетворенности, разочарования, неудовольствия. Если поражение обусловлено оплошностями самого спортсмена указанные состояния могут сопровождаться чувством апатии, потери уверенности в собственных силах, упадка сил и пр.
Эффективная психологическая подготовка позволит личности адекватно преодолеть указанные сложности, оптимизировать свои отношения с окружающими, мобилизовать собственные силы для достижения лучших результатов.
Технологии психологического консультирования
В практике психологии спорта выделяют две базовые модели психологической помощи: «мобилизация» и «замещение».
Технология «замещения» предполагает выслушивание спортсмена с целью адекватной ориентации в ситуации, формулировку «диагноза», констатацию свершившихся фактов с целью выявления того, что должно быть исправлено и разработку рекомендаций, позволяющих оптимизировать психическое состояние личности. Инструкция формулируется однозначно, спортсмен сталкивается с необходимостью ее безоговорочного принятия. В результате реализации данной технологии, следования спортсмена разработанной инструкции достижение позитивных результатов сопровождается попаданием личности в зависимость от психолога.
Технология «мобилизации», напротив, ориентирована на повышение активности самого спортсмена как в процессах принятия решения, так и его последующей реализации. В задачи психолога входит организация доверительного коммуникативного взаимодействия, направленного на детальный анализ ситуации, поисков вариантов возможных действий, внутренней опоры для самостоятельного преодоления трудностей.
Таким образом, психологическая подготовка представляет собой необходимое условие подготовки спортсмена к состязаниям, тренировочной деятельности, во многом обуславливающее характер протекания спортивного состязания, достигнутые спортивные результаты.