Сказкотерапия — это направление в практической психологии. Она представляет собой метод, который берет за основу сказку в качестве способа решения проблем ребенка в сфере образования, коррекции его поведения, профилактики психологических отклонений и др.
Основы сказкотерапии
Источники теории сказкотерапии включают труды таких ученых, как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин. Большой интерес представляют работы и исследования Б. Беттельхейма, основа терапии историями Р. Гарднера, труды Фромма, идеи К. Г. Юнга и Э. Берна.
Сказкотерапия как направления развивалась с помощью позитивной терапии историями и притчами (Н. Пезешкян), исследований субкультуры детей (М. Осорина), теорий В. Проппа и Е. Романовой. Большую роль в ее становлении сыграли также опыт А. Захарова, психотерапевтические идеи А. Гнездилова.
Первая книга, которая была написана специально для детских психологов и педагогов в детских учреждениях, которые используют метод сказкотерапии, — это сборник сказок, изданный в 2016 году Н. Ю. Риттиной («В нашем лесу»).
История направления в качестве школы практической психологии, которая объединила в своём составе элементы фантазии, искусства, особенную специфику культурного контекста взаимодействия, началась в 90-х годах прошлого века. Тем не менее, если рассматривать сказкотерапию именно в качестве метода активного воздействия на человека, то её история имеет гораздо более древнюю основу.
Сказкотерапия в воспитании и образовании
Сказкотерапия помогает детям концентрироваться на определенной проблеме. Ее методы способствуют поиску путей решения проблем, не предполагая жестких рекомендаций. В каждой истории происходит проигрывание ситуации, которая возникает в жизни человека. Персонажи сказки наделяются при этом характеристиками людей, которые существуют в реальности. У возникшего конфликта в придуманной истории присутствует логичное разрешение.
Сказкотерапия в практике психологии образования способствует налаживанию связей между сказочными событиями и поведением в реальности. Она способна переносить книжные и волшебные смыслы в реальную жизнь. Основной принцип метода сказкотерапии представлен следующими составляющими:
- Духовное развитие,
- Целостное развитие личности ребенка,
- Забота о душе.
Сказкотерапия как метод может помочь детям, которые потеряли родителей. Они встречаются в истории с самим собой, с хорошим или лучшим проявлением себя. Ребенок учится у себя из сказки добрым поступкам, становясь при этом счастливым.
Одна из методик сказкотерапии включает процесс коллективного сочинения сказок. Для маленького ребенка данное упражнение помогает наладить взаимодействие, для подростков представляет собой способ понять самого себя и своих сверстников. Взяв за пример совместно созданную сказку, можно понять, кто какие роли будет исполнять в группе (коллективе).
Родителям очень полезно сочинять вместе с ребенком сказки. Это связано с тем, что в такие моменты взрослые люди начинают говорить общим языком, могут узнать скрытые мысли и желания маленького человека. Мысли прячутся за символами и метафорами, при этом юные сказочники внутренне освобождаются, а заботливые и внимательные родители начинают разгадывать желания и подсознательные стремления.
Сказка предназначена для стимулирования творческого мышления и развития чувства юмора у родителей и детей. Изображая волшебного героя на бумаге или изготавливая его из пластилина, дошкольники могут отрабатывать навыки лепки, письма и рисования, развивая при этом усидчивость и внимательность.
Любые сказочные истории в рамках метода сказкотерапии условно делятся на несколько групп в зависимости от проблем, которые в них поднимаются:
- Сложности в общении;
- Внутренние переживания;
- Страхи;
- Возрастные трудности.
Возрастные трудности обусловлены тем, что в каждом периоде появляются моменты, которые связаны с осознанием ребенком новой роли. Например, ему необходимо начать принимать себя в качестве самостоятельной личности в дошкольный период. У него могут появляться проблемы, которые связаны с обучением (например, адаптация в младшем школьном возрасте). Все это проговаривается благодаря сказке.
Если в практике психологии образования необходимо работать с трудностями в общении, то в сказках происходит проигрывание конфликта, обид, разногласий, которые возникают у детей в семье, во дворе, в школе или детском саду.
В ходе работы с внутренними переживаниями, начинает возникать эффект волшебного зеркала. Оно дает возможность более пристально рассмотреть пока еще непознанный внутренний мир, нивелируя возникшие противоречия и комплексы. Ребенок может с помощью педагога или психолога ответить на вопрос «что во мне не так?».
Родители должны знать, чего боится их ребенок и каким образом он этого боится. Если страх может тормозить развитие, то он начинает забирать эмоциональные силы, становясь непреодолимым препятствием для личностного роста. В этом случае ребенку может понадобиться помощь.
Виды сказок в сказкотерапии включают художественную сказку (сюжет максимально приближен к обычному фольклору), психокоррекционную сказку (мягкая коррекция некоторых аспектов характера и поведения), психотерапевтическую сказку (используются в работе с детьми 3-8 лет после того, как поверхностно были исследованы проблемы ребёнка).
Психотерапевтическая сказка представляет собой основной инструмент корректировки страхов и фобий. Существуют и универсальные психотерапевтические сказки, которые используются в практике психологии образования и не предполагают адаптацию психолога под конкретного пациента. В этой ситуации в качестве фактора, который повышает эффективность сказки, выступает персонализация (главный герой истории — это сам ребёнок).
Сказкотерапия используется в детском саду, школе и реабилитационных центрах. На ее основе формируются сборники терапевтических персонализированных историй.