Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Метод наблюдения в диагностической работе клинического психолога с дошкольниками

Определение 1

Наблюдение — это основной эмпирический метод. Он самый простой и чаще всего используемый в естественных условиях. Его результаты будут точными в том случае, если наблюдатель будет оставаться незаметным для объекта наблюдения.

Особенности наблюдения в диагностике

В диагностической работе клиническим психологам необходимо фиксировать и оценивать события, которые связаны с целью наблюдения. Данный метод может включать элементы теоретического мышления (различные методические приемы, контроль результатов, осмысление) и количественного анализа (факторный анализ, шкалирование и др.).

Наблюдение – это один из основных приемов, которыми современная наука пользуется в диагностике.

Наблюдение в психологии считается несколько субъективным. Субъективность можно снизить отказом от быстрых выводов и обобщений, неоднократностью наблюдения, а также использованием вместе с ним прочих методов. Лучше всего, чтобы в исследовании принимало участие сразу несколько наблюдателей.

Для повышения эффективности наблюдения часто используются разные карты наблюдений и опросники, которые дают возможность концентрироваться на самых важных моментах, не отвлекаясь на несущественные.

Наблюдение в ходе диагностики дошкольников — это целенаправленное исследование и регистрация поведения ребенка, находящегося в дошкольном возрасте. Клинический психолог должен формировать условия для процесса, но никоим образом не вмешиваться в жизнь дошкольника.

В процессе диагностики наблюдение отличается от пассивного созерцания действительности. Это связано с тем, что метод:

  • Обладает определенной целью;
  • Осуществляется по изначально составленному плану;
  • Имеет специальные предметные средства, которые дают возможность фиксации результатов и поддержки ситуации на необходимом уровне.

Наблюдение за дошкольниками в клинической психологии

Наблюдение представляет собой активную форму чувственного познания, благодаря которой накапливается эмпирическая информация, формируются первоначальные представления или проверяются заранее выдвинутые предположения, которые касаются объекта исследования. В психологии считается, что именно данный метод является первым научным способом психологических исследований. За время развития клинической психологии и психологии в целом было разработано несколько специфических видов наблюдения.

«Метод наблюдения в диагностической работе клинического психолога с дошкольниками» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Использование этих методов дает возможность клиническим психологам всесторонне изучить исследуемый объект, включая его аспекты и параметры. Наблюдение в ходе диагностики дошкольников помогает исследователям изучить содержание и результаты деятельности детей, их общение и поведение в целом.

Наблюдение как общенаучный метод познания имеет множество преимуществ перед другими методами. В рамках диагностики дошкольников появляется возможность непосредственно воспринимать поведение ребенка в реальном времени, оперативно получать информацию, объективные и конкретные данные. Для наблюдения свойственна гибкость исследовательских установок, поскольку оно способствует непосредственному охвату и фиксации поведения сразу по нескольким критериям.

Вне зависимости от внешней простоты и отсутствия дополнительного оборудования, научное наблюдение представляет собой сложный по организации, проведению и анализу полученной информации метод. По этой причине клиническому психологу, перед тем как перейти к процедуре наблюдения за детьми дошкольного возраста, нужно хорошо подготовиться.

Исследование дошкольника с помощью наблюдения

В первую очередь наблюдение используется для диагностики непроизвольного внимания ребенка. Концентрацию внимания необходимо рассматривать как качество внимания, результат произвольного сокращения его объема до единственного объекта, благодаря его интенсивности. Долговременная концентрация внимания дошкольников может быть лишь при работе с одним объектом.

Сознательная деятельность представляет собой результат произвольного внимания. В качестве причины произвольной концентрации внимания дошкольника выступает внешний стимул, который задает психолог, а непроизвольная концентрация внимания будет зависеть от субъектной позиции (например, от интереса к деятельности, избирательного отношения к различным видам деятельности, инициативности и желания заниматься соответствующим видом деятельности, самостоятельности выбора и осуществления деятельности).

Возникновение произвольной концентрации внимания ребенка происходит в рамках учебно-дисциплинарной модели взаимодействия психолога и дошкольника. Непроизвольная концентрация внимания характерна для личностно-ориентированной модели воспитания. Первая из них связана с усилиями воли и, как правило, вызывает утомление у детей при их диагностике.

Непроизвольная концентрация внимания дошкольника, напротив, не предполагает напряжения. Это связано с тем, что выбранная им познавательная деятельность происходит по его инициативе и самостоятельно, а не под влиянием взрослых людей. По этой причине исследователи рассматривают положительные и отрицательные аспекты произвольной, непроизвольной и послепроизвольной концентрации внимания в процессе наблюдения за дошкольниками.

Клинический психолог должен принять ко вниманию при диагностике дошкольника его психологический возраст. Это важно по причине ориентации на возрастные особенности, поскольку подготовка к школе может происходить с опозданием.

Основа процесса наблюдения состоит в возможности выбора дошкольником объекта для концентрации внимания. Это гарантирует клиническому психологу ожидаемый результат от наблюдения в процессе диагностики.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot