Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Механизмы подражания в психическом развитии ребенка

Определение 1

Подражание – это процесс, в ходе которого индивид стремится точно повторить действия другого человека, следует его образцу и при этом самостоятельно копирует и перенимает поведение человека.

Механизмы подражания у детей в возрасте от рождения до 3-х лет

Механизм подражания формируется у новорожденного ребенка примерно к трем неделям. Ребенок пытается имитировать не сложную двигательную активность взрослого человека. С точки зрения психологии, появление подражания свидетельствует о подготовке к имитации через врожденные рефлексы (Ж. Пиаже).

Однако выявить у новорожденных детей подражания достаточно сложно, так как можно спутать подражание с общей двигательной активностью ребенка.

В младенчестве подражание взрослым и воспроизведение различных образцов значительно расширяется. Вначале дети повторяют за взрослыми действия, которые связаны с лицом (улыбка, высовывание языка и т.д.), затем ребенок уже повторяет движения руками и головой, а к 6-ти месяцам он способен повторять движения пальцев и хлопки в ладоши.

Нужно отметить, что процесс подражания не возникает у ребенка спонтанно, необходимо проводить с ребенком занятия, тренировать его. Это обусловлено тем, что подражание имеет особое значение для ситуативно-личностного развития ребенка в период младенчества.

В возрасте 2-х лет у ребенка уже практически сформированы умения переносить собственные действия на предмет, а также осуществлять с ним те манипуляции, которые он видел у взрослого. Это говорит о том, что в результате подражания, действия ребенка постепенно приобретают орудийный характер.

Основной особенностью подражания ребенка в этом возрасте можно назвать то, что он способен выполнить по образцу отдельные действия, но не способен полностью воспроизвести весь комплекс действий, представляющих в совокупности определенную ситуацию.

«Механизмы подражания в психическом развитии ребенка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Новшествами в подражании ребенка в возрасте 2,5 лет является то, что он способен выполнять действия с предметами и игрушками, в соответствии с их основной функцией. Постепенное многократное повторение данных действий переходит в предметную игру.

Замечание 1

Таким образом, подражание у ребенка от рождения до 3-х летнего возраста имеет особенное значение для его психического развития. Посредством подражания действиям взрослого ребенок постепенно овладевает определенными действиями (орудийными и предметными). Окончанием данного периода является овладение ребенком сюжетной игрой.

Механизмы подражания в дошкольном возрасте

Механизм подражания в дошкольном возрасте описывается посредством понятия «идентификация». Так, в период с 4-х до 8-и лет у ребенка происходит становление процесса идентификации ребенка с родителями. В данном случае, идентификация выступает в качества защиты, а также процесса усвоение необходимых нравственных и моральных норм, оказывающих влияние на психическое развитие ребенка.

Замечание 2

Подражая взрослому, ребенок приравнивает себя к миру взрослых, осваивает необходимые знания, умения и навыки, опыт практической деятельности.

По мнению ряда ученых, идентификация для ребенка дошкольного возраста определяет его желание быть похожим на близкого взрослого человека (родителей, воспитателя и т.д.). Отличие идентификации от подражания заключается в том, что она возникает спонтанно и неожиданно. Важным условием ее возникновения является близость ребенка с тем взрослым, которого он воспринимает в качестве образца для подражания. Так, если ребенок достаточно близок с родителями, находится с ними длительное время, то он заимствует у них нормы поведения, суждения и ценности.

Особое значение в психическом развитии ребенка дошкольного возраста имеет половая идентификация, которая развивается посредством эмоционально-познавательной ориентации на родителей и сверстников своего пола. В том случае, если ребенку подается правильный пример, родители соблюдают культуру поведения, то к концу дошкольного возраста у ребенка формируется верное представление об эталонах поведения своего пола.

Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Так, сюжетно-ролевая игра для дошкольников выступает в качестве основного средства имитации. В рамках сюжетно-ролевой игры, дети имеют возможность смоделировать необходимые им условия, обстановку, а также имитировать разные виды деятельности.

В более позднем возрасте сюжетно-ролевая игра выполняет для ребенка функцию социальной ориентации, то есть помогает детям усвоить правила и нормы поведения в разных сферах человеческой деятельности.

Механизм подражания ребенка сверстникам

С самых первых дней своей жизни, ребенок взаимодействует не только со взрослыми, но и с другими детьми. Проведенные исследования показали, что подражание сверстникам у детей отмечается в возрасте 2-х лет. Данный вид имитации рассматривается психологами как одно из условий перехода физический отношений между детьми в социальные отношения. Кроме того, подражание поведению сверстника является для ребенка одним из способов установления с ним контакта.

Исследования, проведенные М.И. Лисиной и Л.Н. Галигузовой, показали, что дети, в возрасте от года до полутора лет, выполняют в основном неспецифические действия, которые являются одинаковыми (стандартными) для данного возраста. В период от полутора до 2-х лет, дети начинают уделять достаточно активное внимание действиям сверстников, стремятся их повторить. Особенностью является то, что в этот возрастной периоду детей возникает особый тип субъектных действий, которые ориентированы только на сверстников.

На третьем-четвертом годах жизни сверстник остается для ребенка участником общей деятельности, при этом его индивидуальные черты остаются незаметными для ребенка. На четвертом-пятом годах жизни сверстник принимается ребенком как равное себе существо, с которым себя можно сравнивать. Но только к пяти-семи годам сверстник получает индивидуальность в глазах ребенка.

Таким образом, общение ребенка со сверстниками приводит к появлению образа другого человека, а также к формированию образа самого себя. Подражание рассматривается в качестве одного из первых и основных методов организации общения детей между собой.

Дата последнего обновления статьи: 22.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot