Манипулятивное поведение — это поведение, основой которого являются манипуляции, представляющие собой скрытое психологическое воздействие на человека с целью заставить его выполнить вопреки его воле и интересам нужные манипулятору действия.
Особенности и виды манипуляций
Манипуляция представляет собой тип психологического воздействия, основным сущностным признаком которого является стремление манипулятора получить односторонний выигрыш.
Есть большое количество классификаций видов манипуляции. В частности, классификация Леонтьева А. А. (книга «Психология общения»), которая базируется на критерии способа передачи информации.
В случае вербальной (словесной) манипуляции в качестве средства воздействия на собеседника выступает речь манипулятора. Она включает все слова и звуки, которые произносятся в процессе общения. Невербальная (без слов) манипуляция происходит с помощью невербальных знаков. Они представлены:
- Позой,
- Жестами,
- Взглядом,
- Мимикой,
- Территориальным расположением и т. д.
С психологической точки зрения важно различать манипуляцию, которая осознается и не осознается самим манипулятором. Первая из них может стать социально желанной или, напротив, не одобряемой. Неосознаваемый тип манипуляции проявляется в самых разных ситуациях. Это может быть межличностное общение, когда один из собеседников лжет другому.
Вранье отличается по своим механизмам от лжи и обмана. Оно нередко является внешним проявлением защитного механизма личности. Последнее направляется на устранение чувств тревоги, дискомфорта, которые вызваны неудовлетворенностью субъекта взаимоотношений с окружающими
Психологические уловки детей в старшем школьном возрасте (по Шострому)
Э. Шостром определял детей в качестве прекрасных манипуляторов, разделив их на несколько типов. Самым распространенным из них ученый считал «маленькую тряпку». Это пассивно зависимые дети, которые манипулируют родителями, используя при этом собственную крайнюю беспомощность и нерешительность, отсутствие внимательности и хроническую забывчивость. Достаточно рано они обнаруживают силу своей кажущейся слабости, выбирая роль беспомощного и глупого человечка. Они не просто ленивы, как думают многие люди. Они хитры и достаточно умны, поскольку успешно манипулируют взрослыми людьми, заставляя их все делать за них.
Второй тип детских манипуляторов ученый назвал «маленьким диктатором». Этот ребенок управляет взрослыми с помощью упрямства, надутых губ, непослушания и топанья ногами.
Третий тип манипуляторов в старшем школьном возрасте называется «Фредди-лисица». Этот ребенок начал жизнь плаксой, и, как он обнаруживает вскоре, слезы оплачиваются вниманием. Сам он еще не успевает придумать, по какой причине расплакался, а его уже утешают, ласково гладят и, кажется, больше любят. До поступления в школу он оттачивает свой слезливый механизм, а в школе получает возможность использовать его по назначению. Такие подростки становятся мастерами по провоцированию сочувствия к себе.
Четвертый тип манипулятора по Шострому называется «жестокий Том». Его характерной чертой является насильственный темперамент. Он толкает детей, задирается с ними, обзывает, дерется и плюется. Достаточно рано он понимает, что смесь ненависти и страха делает людей хорошо управляемыми. По этой причине он становится начинающим хулиганом. Больше всего на свете такой подросток ненавидит авторитеты, при этом его непоколебимая уверенность достаточно скоро может превратиться в самонадеянность и абсолютную веру в собственные силы.
Пятый тип детского манипулятора — «Карл-соревнователь». Он стремится быть первым и становится своеобразной комбинацией Тома и Фредди. Как правило, такой манипулятор растет в семье, где есть два мальчика. Младший сын с ранних лет овладевает наукой соревнований для того, чтобы отвоевать себе равное место в этом мире. Школа при этом становится лучшим полигоном для его упражнений в этой сфере.
Исследование проблемы манипулятивного поведения подростков
В психологической практике часто возникает потребность в исследовании манипулятивного поведения детей. Задачи исследования заключатся в следующем:
- Определение отношения учителя и учащихся к проблеме манипуляций в среде старших школьников;
- Определение наличия манипулятивного поведения в учебном процессе среди педагогов и школьников;
- Выявление особенностей манипуляций в подростковой среде;
- Проведение ролевых игр для выявления умения старших школьников определять манипуляции, направленные в их сторону, включая умение им сопротивляться.
Исследования показывают, что в большинстве все группы опрашиваемых лиц понимали, что такое манипулятивное поведение и технологии, хоть они и обладают разным объемом знаний по этой теме.
Отмечено, что педагоги повсеместно используют манипулятивные приемы в учительской деятельности. Но, в свою очередь, школьники, также много знают о манипуляциях и используют их в процессе обучения. Особенно это характерно для подростков и учащихся старших классов.
Большинство учителей считают, что манипуляция в педагогической деятельности допускается и не способна наносить особого вреда. У учеников отношение к манипуляции со стороны педагогов и сверстников скорее нейтральное, часто отрицательное. При этом, если учащиеся восьмых классов еще как-то могут смириться с этим, то старшеклассники, как правило, начнут отвергать использование манипуляции в их отношении.
Большая часть старших школьников считает, что сверстники так же манипулируют ими. Но лишь некоторые учащиеся полагают, что являются жертвами манипулятивного поведения со стороны педагогов. Это показывает психологическую незрелость учеников и их неумение сопротивляться воздействию манипуляторов.
Степень активности и аспекты манипуляционного поведения прямым образом зависят от возраста, психологической зрелости и социального статуса в среде.