Понятие манипуляции в общении
Манипуляции в общении мы встречаем каждый день: в семье, на работе, общаясь с друзьями или незнакомыми людьми.
Манипуляцию можно назвать одним из самых общераспространенных видов общения. Она нужна для психологического действия на человека.
Манипуляции в общении – это средство управления, возможность контроля над чувствами и поведением индивида.
Сам процесс складывается из субъекта (манипулятора) и объекта (адресата его действия). Притом последний не информируется о проведении вмешательства в его личность на психологическом уровне. Потому подобное воздействие на людей (или группу) зачастую имеет снисходительный или пренебрежительный подтекст.
В общении психологические манипуляции можно повстречать на различных уровнях: в частной дискуссии, в семье, коллективе. Они могут быть применены как в созидательных целях, так и для деморализации человека. В этом немалую роль играет цель, к которой стремится манипулятор. Значительными являются и те приемы, при помощи которых манипулятор намеревается влиять.
Виды манипуляций в общении
Все виды воздействия базируются на применении силы манипулятора и игры на слабостях объекта. Последний, не подозревая о процессе, полагает, что он сам управляет собственным поведением. При этом вся выгода от его поступков достается манипулятору. Он искажает подачу информации, отыскивает хороший момент и особым способом доносит информацию до адресата. Все эти элементы могут помочь манипулятору использовать ситуацию или реакцию объекта в собственных целях. В общении манипуляции (виды, способы, приемы) – это в конечном счете управление сознанием человека.
Основные виды воздействия подразделяются на: осознанные – человек осознает сущность собственного влияния и видит завершающий итог, к которому стремится (подобный вид часто можно встретить в профессиональном общении); * неосознанные – человек неотчетливо понимает окончательную цель и значение собственного действия (подобный вид часто можно встретить в межличностном общении).
Второстепенные виды подразделяются на:
- лингвистические (по-другому их именуют коммуникационными) – это психологическое влияние на человека при помощи речи (во время разговора, беседы);
- поведенческие – это управление сознанием при помощи ситуаций, действий, поступков (в данном случае речь выступает исключительно дополнением).
Приемы манипуляции в общении
Манипулятор подбирает благоприятные приемы, в зависимости от того, на кого обращена его активность. Это может быть влияние на целую аудиторию или отдельного индивида. В медиапространстве есть свои сформировавшиеся способы управления сознанием человека.
Работодатели зачастую используют техники манипулирования для формирования своего имиджа. В семье имеются отдельные формы взаимодействия между детьми и родителями.
Ключевые способы и приемы манипуляций в общении основываются на чувствах. Они могут разрушить личность человека, его жизнь. Потому необходимо усвоить необходимые моменты психического взаимодействия и стараться пресекать их.
Прием 1. Влияние любовью. В данном приеме любовь ‒ не безусловное чувство. Человека воспринимают исключительно в том случае, ели он осуществляет установленные условия или требования.
Жестокость данного психологического действия состоит в том, что личность не воспринимают полностью (с недостатками и достоинствами), а исключительно одобряют ее хорошее поведение.
Прием 2. Влияние страхом. Страх и малая компетентность адресата дают возможность ловко совершать манипуляции его поступками и действиями. Порой за подобным действием кроется желание принудить человека что-либо делать лучше, без дополнительной финансирования или мотивации.
Прием 3. Влияние виной. Чувство вины чаще всего применяется манипуляторами в семейной жизни. Ощущая его, человек старается компенсировать нанесенный ущерб. Чувство вины позже вызывает агрессию, потому и манипулятору необходимо с осторожностью применять подобное действие.
Прием 4. Влияние неуверенностью в себе. В данном случае манипулятор оказывать давление собственным авторитетом. Он прямым текстом показывает на невежественность адресата в тех или других вопросах. Влияние будет длиться до тех пор, пока получатель манипуляции не освободится от собственной нерешительности, слабости и не получит нужные навыки.
Прием 5. Влияние гордостью. Гордость, тщеславие ‒ хороший рычаг для психологического действия. Чем больше человек старается доказать кому-либо собственные умения, чем чаще он пытается догнать и превзойти в эффективности собственных знакомых, тем быстрее он станет жертвой психологического действия.
Прием 6. Влияние жалостью. Подобный прием зачастую применяется юными девушками и детьми. Задача его ‒ породить жалость к себе и пожелание прийти на помощь.
Признаки манипуляции
Имеются особые ключи, которые манипулятор использует для извлечения результата. Вот отдельные из них:
- Эмоции. Если адресат ощутил, что оппонент «давит» на чувства (скажем, на жалость, чувство стыда, сопереживание, мстительность), следовательно, идет процесс управления сознанием.
- Непонятные слова. В речи возникают профессиональные понятия, «умные» словечки. Они считаются отвлекающим ходом, который вызван замаскировать обман.
- Повтор фразы. Адресат слышит повторение одного и того же выражения в речи. Таким образом, манипулятор старается «зомбировать», внушить нужную мысль.
- Срочность. Она формирует обусловленный уровень нервозности. Адресат не успевает понять произнесенное, а его уже призывают к действию. Его внимание отвлечено, и в суматохе он начинает исполнять то, чего добивается оппонент.
- Дробление смысла. Во время дискуссии адресату не выдается вся информация. Она делится на кусочки таким образом, чтобы человек не смог охватить всю новость целиком, а сделал ошибочные заключения на основе обрывочной фразы.
- Навязывание стереотипов. Манипулятор преднамеренно обращается к известным истинам, подчеркивая общность адресата с ними.
Манипуляции в общении могут быть нужны в тех случаях, когда человек не имеет сил, уверенности для достижения своего желания. Он боится открыто заявить о собственных претензиях, и предпочтет скрытым влиянием добиваться своего.