Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лингвопсихологическое исследование вербальной семантики

Сущность понятия «семантика»

Определение 1

Семантика – это раздел лингвистики, который занимается изучением смыслового значения единиц языка.



Рисунок 1.

Инструментом такого изучения является семантический анализ.

Представители различных психологических направлений в лингвистике разрабатывали теоретические основы семантики в конце XIX – начале XX века. Задача, стоявшая перед ними, заключалась в поисках основ закономерностей семантических изменений, протекающих в индивидуальном сознании психических процессов.

Семантический компонент давно признавался необходимой частью полного описания языка – грамматики, а общие его принципы формировались под влиянием разных теорий языка.

Принципы построения семантического компонента были заложены американскими лингвистами – Дж. Катцем и Дж. Фодором, а Московская семантическая школа разрабатывала соответствующий компонент для грамматик типа «Смысл-Текст».

Семантический компонент в обязательном порядке включает словарь со значением слова в данном языке, а отдельным знакам и целым текстам отводится особое место в изучении языка. Так, например, существовали словари с толкованием иероглифов в Древнем Китае. Европейские филологи в античные и средние века, создавали специальные глоссы с толкованием непонятных слов, имевшихся в памятниках письменности.

Сегодня теория семантического анализа находится на новом уровне и решает задачи, которые связаны с возможностью понимания не только смысла фразы, но и её поиска в интернете.

Специалисты различают лингвистическую, логическую семантику и психолингвистику.

«Лингвопсихологическое исследование вербальной семантики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Лингвистическая семантика является разделом языкознания и занимается изучением лексического значения слов и выражений, а также изменения их значений.

Логическая семантика – это раздел математической логики, исследующий отношение знака к содержанию понятия. Несмотря на то, что логическая семантика имеет дело с формализованными языками, существует мнение о применении основных её понятий к анализу значений в естественных языках.

Что касается психолингвистики, то различают объективную и субъективную психолингвистику. Если первая является семантической системой значений языка, то вторая представляет собой ассоциативную систему, которая существует в мозге индивида.

В результате этого семантические признаки подразделяются субъективные, относящиеся к области ассоциаций, и объективные, включающиесемантические компоненты лексики, взятые в абстрактно логическом плане.

Замечание 1

Психолингвистическое понятие «семантическое поле» является совокупностью слов вместе с их ассоциациями.

Лингвопсихологический метод исследования

Более ста лет тому назад Н.В. Крушевский писал о том, что, исходя из закона ассоциаций по сходству, слова должны складываться в системы в уме человека. Те же слова должны строиться в ряды исходя из закона ассоциаций по смежности.

Проведение дальнейших исследований показало большое разнообразие ассоциаций между словами и их разрядами. Была выявлена лингво-психологическая объективность ассоциаций и их различная сила. Кроме этого была определена возможность сопоставления психолингвистических данных с результатами изучения языка другими методами.

В настоящее время к популярному методу исследования элементов языкового мышления относится ассоциативный эксперимент. Метод имеет одну суть и предполагает разнообразие методик и объектов изучения.

Суть метода состоит в том, что испытуемому дают слово-стимул, на который он должен прореагировать первым словом или словосочетанием, пришедшим ему в голову. Полученные данные признаются объективными и оформляются в виде ассоциативных норм для носителей какого-либо языка.

Разнообразные факторы, которые оказывают влияние на выбор испытуемого или его реакцию, нивелируются многократностью эксперимента, а также его массовостью. В результате довольно отчетливо проявляется основная ассоциативная закономерность, которую можно выразить в числовых показателях.

Ассоциации могут быть парадигматические (стол-стул, низкий-высокий) – реакция на стимул той же частью речи, синтагматические (небо-голубое, говорить-ясно) – ответ на стимул другой частью речи.

Результаты психолингвистического эксперимента отражены в русском словаре. Участие в нем принимали люди в возрасте от 16 до 50 лет, основную часть которых составили студенты и родным языком для них был русский язык.

Во втором потоке эксперимента участие принимали носители украинского языка. В принципе получилось, что данные украинских экспериментов совпадают с русскими.

В основных типах ассоциаций определенное сходство обнаруживается не только у родственных, но и не родственных языков.

Также есть работы с результатами целенаправленного изучения свободного восприятия имен собственных. Эксперимент в частности проводился по субъективной оценке употребительности в речи топонимов.

Анализу были подвергнуты слова школьного курса географии и топонимические словари. Например, собственные имена государств, городов, рек, гор, островов, материков – Дербент, Кавказ, Австралия, Москва, Обь и др. Эксперимент по определению денотатов имен, от имени к обозначаемому – Байрон – поэт, Аврора – крейсер, Москва – столица и др.

По выявлению свободных ассоциаций, например, на топоним Австралия использовалось слово-образ кенгуру. Обобщив результаты экспериментов, Суперанская делает выводы относительно активности использования топонимов и реальности вхождения этих слов в словарный состав языка:

  • каждый человек активно употребляет ограниченное число имен;
  • активный фонд известных имен зависит от профессии человека и его местожительства;
  • топонимы, важные для культуры данного региона, тоже входят в этот фонд;
  • для значительных территорий и коллективов общий фонд ономастической лексики бывает един;
  • степень активности конкретных единиц на отдельных территориях и в разных профессиональных коллективах различна.

Лингвистика и психология

Обе науки занимаются исследованием разных сфер проявления вербальной способности человека, но границы между ними недостаточно четкие.

Имея собственное обширное поле исследовательского материала, лингвистика упорно отгораживалась от использования психологических подходов, считая их недостаточно объективными.

Предметом исследования психологии является не язык, а речь. Данный тезис приобрел популярность в начале XX века. Речь является индивидуальным явлением, которая организуется в соответствии с психологическими закономерностями. Язык же создается социумом и им же обслуживается, являясь при этом предметом лингвистики.

Некогда популярный этот тезис сегодня теряет своих сторонников в психологии. Постепенно пришло осознание того, что и язык, и речь являются психологическими феноменами. Речевые процессы без участия языковых структур невозможны. Они сформированы в психике говорящего и не отделимы друг от друга. Надо сказать, что в классических работах по психологии термины речь и язык употребляются как синонимы.

Говоря о взаимоотношении этих наук сегодня в исследовании речи и языка, существует точка зрения, что обе науки имеют общий объект исследования, а предмет их различен.

Это говорит о том, что протекание процесса научной абстракции в науках идет по-разному, и различными являются системы их абстрактных объектов. Тогда возникает вопрос, могут ли эти науки дополнять друг друга, и есть ли взаимная польза от их встречи. Занимаясь природой вербальной способности, психология нуждается в квалифицированном описании фактов её проявления, а необходимые данные дает лингвистика.

Психолог, например, изучая процесс формирования фонемной системы языка малыша, пусть в минимальной степени, но должен опираться на данные фонологии – это раздел лингвистики.

Психолог должен найти ответы на вопросы – что такое фонема, как выявить различия фонем, как их описать относительно места образования в артикулярной системе ребенка, каковы фонологические различия разных языков.Эти данные дают возможность психологу проследить и осмыслить становление фонемного строя языка, развитие рецептивной и артикуляторной способности ребенка.

Психолог детского сада, занимаясь исследованием становления грамматики, должен иметь лингвистические данные о морфологическом строении слова, о классах слов, грамматических категориях. Если такие данные у психолога есть, то ему нетрудно будет понять, в поле каких явлений приходится работать и насколько общими будут получаемые им факты.

Лингвистика, таким образом, придает кругозор психологическим исследованиям, предоставляя базу описания языковых и речевых феноменов. Психологические данные в свою очередь придают лингвистической теории естественнонаучную и социальную ориентированность.

Дата последнего обновления статьи: 30.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot