Творческий человек — это индивид с нестандартным мышлением, способный создавать какие-либо качественно новые объекты.
Природа творческих способностей
Понимание природы творческих способностей невозможно без понимания сути творчества. В области исследования данного вопроса существует большое число разнообразных суждений, мнений и теорий. Основная масса ученых рассматривает природу отношений творчества и деятельности в качестве принципиально противоположных форм активности человека.
В творческих способностях необходимо выделить две составляющие:
- созидание (так называемая конструктивная активность), которое формирует новую среду;
- разрушение (дезадаптивное поведение), которое не создает новую среду, а уничтожает старую.
Адаптивное поведение классифицируется на два типа. Первое из них (реактивное поведение) осуществляется по типу реакции на изменение среды. Второй тип поведения представлен целенаправленным поведением.
Адаптированное и творческое поведение равным образом считаются конструктивными типами поведения. Все типы в равной степени специализированы и опосредованы внешними или внутренними средствами. По этой причине реактивное поведение и действия отличаются не культуральными средствами, а источником активности, которая предопределяет поведение.
Творческий процесс является процессом, в результате которого происходит возникновение того, что не содержалось в исходных условиях. Самые значительные проявления развития человеческого интеллекта отражают тот факт, что основой творческого процесса могут считаться соответствующие закономерности. Они связаны с личностью, осуществляющей творческий процесс. Для творческого человека должны быть присущи определенные черты, ведь, чтобы творить, необходимо усвоить образец активности человека творящего.
Особенности творческой личности
Творческий человек с помощью подражания может выйти на новый уровень овладения культурой, устремляясь самостоятельно идти дальше. Для творчества требуются личные познавательные условия. Если же дискредитированы образцы адаптивного поведения, а человек не подготовлен к творчеству, то он может сорваться в пропасть разрушения. Творчество аналогично разрушению по признакам, поскольку оно спонтанно. Это не целенаправленные действия, а спонтанное проявление сути человека. При этом как разрушение, так и творчество обладают некоторой социально-культурной оболочкой, поскольку человек разрушает и творит не в природной, а в социокультурной среде.
Исследованиями личностных особенностей творческой личности занимались литераторы, историки науки и культуры, искусствоведы. Труды из многих сфер так или иначе касались аспекта творческой личности, поскольку не существует творения без творца.
Творческие способности находятся за пределами заданного. В большинстве исследований нет однозначного ответа на вопрос, какие свойства личности, взятые в их совокупности, окажут влияние на творческий процесс, на проявление и развитие одаренности. Считается недостаточно выявленной интегративная характеристика интеллекта одаренной личности, не до конца исследована проблема соотношения интеллекта и личности.
Исследования показали, что одаренные дети, реальные достижения которых ниже их возможностей, начинают переживать существенные проблемы в личностной и эмоциональной сфере. Сложны для них и межличностные отношения. Аналогичные выводы о высокой степени тревожности и низкой адаптации творческих людей приводят другие исследования. Например, Ф. Баррон, утверждал, что, для того, чтобы быть творческим человеком, необходимо быть немного невротиком. Творческий процесс предполагает эмоциональные нарушения, которые искажают «нормальное» видение мира и формируют предпосылки для нового подхода к реальности.
Для специальной одаренности характерно наличие у субъекта четко проецируемых вовне (проявляются в деятельности) возможностей, включая мнения, навыки, быстро и конкретно реализуемые знания. Все это проявляется с помощью функционирования стратегий планирования и решения проблем.
Творческая одаренность представляет собой систему, которая состоит из нескольких компонентов:
- Биофизиологическая составляющая,
- Анатомо-физиологические задатки;
- Сенсорные и перцептивные блоки, которые отражают высокую чувствительность;
- Интеллект и мыслительные возможности, с помощью которых оцениваются новые ситуации и решаются проблемы;
- Эмоционально-волевые структуры, которые предопределяют долговременные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;
- Высокая степень продуцирования новых образов (фантазия, воображение).
Структура творческой одаренности
В психологии выдвигается синтетическая структура творческой одаренности, в состав которой включена доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательская творческая активность, которая выражается через обнаружение нового, постановку и решение проблемы.
Для творческой личности характерны возможности достижения оригинальных решений. Такой человек имеет возможности прогнозировать и предвосхищать, способен создавать эталоны, которые получают высокие этические, интеллектуальные и нравственные оценки.
Высшая ступень развития способностей называется талантом. По аналогии со способностями, талант — это только лишь возможность приобретения высокого мастерства и существенных успехов в творчестве. В конечном итоге, творческие достижения будут зависеть от общественных и исторических условий существования. Если обществу необходимы талантливые люди при условии для их развития, то появление таких личностей становится возможным. Пробуждение талантов имеет общественную обусловленность.