Суицидальное поведение — это аутоагрессивное поведение, обусловленное явным либо скрытым намерением умереть и проявляющееся в виде фантазий, мыслей о своей смерти или же реальных действий, направленных самоуничтожение.
Формы и предрасполагающие детерминанты суицидального поведения
В суицидальном поведении принято выделять внешние и внутренние формы. Внутренние формы включают мысли о суициде, влечения, представления, переживания, намерения и соответствующие замыслы. В состав внешних форм входят суицидальные попытки и завершенные суициды.
Развитие суицидального поведения происходит в результате сочетания воздействия детерминант (факторов, которые способствуют его развитию). Выделяют детерминанты первого, второго и третьего ранга.
Детерминанты первого ранга называются предрасполагающими детерминантами. Они состоят из биологических, личностно-психологических и медицинских факторов.
Биологические факторы представлены снижением активности такого нейротрансмиттера, как серотонин; нарушениями в гипоталамо-гипофизарной системе. Также в состав биологических факторов принято включать генетические детерминанты, когда происходит наследование не самого суицидального поведения, а риска его возникновения. Такое поведение характерно для тех людей, в семьях которых уже ранее наблюдались суицидальные попытки у родственников.
Среди личностно-психологических факторов выделяют стрессовые факторы (например, потерю близкого человека, отвергнутую любовь), особенности характера (например, эгоцентризм, отсутствие самостоятельности и умения планировать, слабая степень противостояния проблемам, признание крайних позиций и др.).
Личностно-психологические факторы выражаются увеличенной потребностью в безопасности, любви и дружбе, личных достижениях.
Медицинские факторы включают:
- Употребление алкоголя (статистика показывает, что более 50 % людей, совершивших попытку суицида, непосредственно до этого действия употребляли алкогольные напитки);
- Наличие психического расстройства - депрессии, шизофрении, зависимости от лекарств, расстройства личности и др.;
- Тяжелые соматические заболевания (например, злокачественныые новообразования, СПИД и др.).
Детерминанты второго и третьего ранга
Детерминанты второго ранга называются потенцирующими факторами. Они сами по себе не вызывают суицидального поведения, их роль состоит в утяжелении (ускорении темпа) суицидального процесса, росте вероятности осуществления действий, связанных с суицидом.
Детерминанты второго ранга включают:
- Этнокультурные факторы (например, некоторые страны или регионы имеют более высокий или низкий уровень суицидов);
- Макросоциальные факторы (например, воспитание в асоциальной или неполной родительской семье);
- Микросоциальные факторы (например, конфликты в школе или дома, индуцирование суицидального поведения в СМИ).
Детерминанты третьего ранга называются реализующими факторами. Они способны вызвать переход суицидального процесса на завершающий этап. Человек совершает суицидальные действия благодаря стрессам в личной жизни, которые представляют собой критические жизненные события. Они приводят к реализации суицидальных намерений.
Суицидальное поведение подростков
Статистика показывает, что более 90 % детей и подростков с разными формами суицидального поведения подвергались патологическому воспитанию в родительской семье. Также подросткам свойственны конфликты со сверстниками (включая любовные проблемы). На долю этого фактора приходится практически 30 % от общего количества суицидальных действий подростков.
Неадекватное освещение проблемы суицида в средствах массовой информации и социальных сетях в последнее время провоцирует развитие подросткового суицидального поведения и совершение самоубийств. Как правило, здесь играет роль групповой фактор, поскольку у подростков работает мощный эффект подражания.
Таким образом, суицидальное поведение подростков является поэтапным процессом, который состоит из разнообразных проявлений психической деятельности.
Внутренние проявления, как правило, предшествуют внешним проявлениям (то есть поступкам, цель которых заключается в лишении себя жизни). Диагностику такого поведения проводит психиатр при использовании клинического метода и психологического обследования. Лечение необходимо определять после того, как выявлена фаза суицидального поведения.
В науке рассматриваются три базовые концепции патогенеза суицидального поведения у подростков. Если взять за основу психопатологическую теорию, то самоубийцы — это психически больные, а суицидальное действие необходимо определить в качестве проявления обострений психического расстройства.
Сегодня попытки самоубийства относят к сфере пограничной психиатрии, которая занимается исследованием психопатических расстройств, реактивных состояний при наличии акцентуаций характера. Социологическая концепция рассматривает в качестве основы суицидального поведения нарушенную социальную интеграцию.
Цель попыток совершения суицида у подростков, как правило, состоит в восстановлении взаимоотношений с окружающими людьми. Психологическая теория определяет патогенетические механизмы и личностные детерминанты самоубийства в виде эмоциональных, личностных особенностей, поведенческих паттернов.
Суицид может быть вызван негативными чувствами (например, страх, гнев, озлобленность, стремление наказать себя или других людей). В группу повышенного риска входят подростки и дети, отличающиеся впечатлительностью, внушаемостью, импульсивностью, эмоциональной неустойчивостью. Перед суицидальными попытками чаще всего наступает депрессия, при этом подросток отгораживается от окружающих.