Личность (по М. М. Бахтину) – это бытие, которое самостоятельно раскрывается. Оно имеет свободу, а значит не может гарантировать точность. По этой причине критерий тут не заключается в точности познания, а состоит в глубине проникновения.
Видение личности в философии первой половины 20 века
Новое видение личности, характерное для гуманитарного знания 20-х гг. прошлого века, представляло собой новое видение бытия. В его основе был выход за рамки когнитивной логики в мир реального субъекта, обладающего ситуативно-герменевтической логикой. Основной предмет научного интереса того времени был представлен не наблюдением личностью субъектно-объектных отношений со стороны, а погруженностью бытия в личность. Личность рассматривалась в качестве источника данного субъектно-объектного бытия.
В то время личность определялась философией. Она была тогда совсем не тем, чем стала в современной российской психологии. Личность рассматривали с нескольких сторон:
- Философская категория (Лопатин, Лосев, Карсавин);
- Религиозная категория (Карсавин, Ильин);
- Онтогносеологическая категория (Бахтин);
- Психологическая категория (Рубинштейн),
- Эстетическая и идеологическая категория;
- Художественная категория (Малевич).
Личность по причине отсутствия строгой специализации философского знания того времени не была сугубо социально-философской категорией. Этот феномен рассматривался в качестве категории гуманитарного знания, которая становилась все больше центральной частью «исходящей» философии. Личность не являлась в то время объектом исследования, само понятие личности стало философским.
С помощью понятия «личность» философия Нового времени начала штурмовать ранее неизвестные онтологические вершины, достигая нового видения бытия и покоряя «личностностью» само бытие.
Философская парадигма личности Бахтина
Основателями новой философской парадигмы стали на Западе Гуссерль, в России Лосев, Бахтин, Карсавин. Они проводили анализ новой субстанциональности исключительно с помощью отражения и исследования качеств-проявлений. Они не переходили к изучению самого источника данных качеств, субстанций, обладающих этими качествами.
Бахтин отвечал на вопрос о субстанциональности парадигмально по-новому. Он видел основной вопрос своей философии в виде производного вопроса: «Как?» (вопрос метода). Наряду с этим, традиционно для отражения философской понятийной полноты (отраженное знание) необходимо было отвечать на вопрос «Что?», определяя субстанциональную принадлежность названных качеств.
По этой причине встал принципиальный вопрос о том, кто является субъектом многочисленных предикатов, которые включены в «Диалектику мифа», в «Идеи феноменологии», статью «К философии поступка». Для целостного понимания парадигмального основания философствования того периода была нужна реконструкция философской мысли именно в этом ключе (плоскость воссоздания субстанционального общего на фоне многочисленного особенного).
М. М. Бахтин использовал древний духовный опыт «описания мистерий», включая описание качеств, не называя субстанционального «владельца» данных качеств. Предполагается, что Бахтин, наряду с Л. П. Карсавиным и А. Ф. Лосевем осознавали то, о чем и о ком идет речь в их философских построениях. Герменевтическое прочтение дает возможность практически в любом случае угадать «вторым рядом» понятийно-методологически однозначно непротиворечивые «ссылки» на субстанциональный характер личности.
Для Бахтина были характерны непреодолимые идеологические трудности при осуществлении прямого общения с философски мыслящими современниками. То время считалось временем экстремальных идеологических экспериментов, временем пролетарского максимализма, который имел катастрофические по своей разрушительности последствия.
Если погрузиться в контекст ранних философских трудов автора (например, «К философии поступка», «Автор и герой в эстетической деятельности»), то можно реконструировать бахтинскую мысль «изнутри» со всей ее максимальной логико-понятийной непротиворечивостью и полнотой. Исследователи трудов обнаружили одну из самых интересных и «показательных» теорий личности этапа гуманитарного модернизма с позиции революционного прорыва в эпистемологии.
Для осуществления логико-понятийной реконструкции философской мысли автора о личности, а также для определения ее основной мета-идеи, было необходимо использование метода «аналитической реконструкции» мысли. Это связано с тем, что тексты автора сохранились лишь фрагментарно.
Анализ философского наследия Бахтина, принципиально отличен от традиционно используемых в бахтиноведении методов исторически-философского комментария и «обратного перевода». Отрывочные фрагменты текстов автора предполагают полноценное мыслительное погружение в ткань философского повествования.
Центральная понятийная категория-идея Бахтина была концепция личности. Она была обозначена или предполагалась к обозначению в первой части работы «К философии поступка», которая была утеряна. Данное обнаружение центрирующего концепта позволило исследователям соединить несколько составляющих данной концепции:
- Понятийная,
- Логическая,
- Доказательная,
- Методологическая,
- Парадигмальная.
Концепт бахтинской философии поступка, философия героя и других ранних (сугубо философских) работ 20-х годов прошлого века, был представлен категорией личности в качестве субстанционального единства. По мнению исследователя, личность являлась средоточием конкретного живого бытия.
Автор рассматривал субстанциональное понятие личности (личностности) в качестве основания конкретного бытия-события. Гипотетическое введение личности в философский контекст представляло собой герменевтическое моделирование историко-философского текста.