Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Кто является автором культурно-исторической теории развития психики

Сущность культурно-исторической теории развития психики

Определение 1

Культурно-историческая теория развития психики – это теория, разработанная Выготским и рассматривающая в качестве главного объекта изучения высшие психические функции человека.

Деление на низшие психические функции, одинаковые у животных и человека (например, ощущения) и высшие специфические человеческие психические функции (абстрактное мышление, логическая память, внимание и др.) было первоначально введено в научную психологию В. Вундтом. Он утверждал, что высшие функции могут быть изучены не в экспериментальной психологии, а путем исторического анализа различных народных сказок, обычаев, ритуалов и т. д.

Теория Выготского придерживалась противоположного подхода. По его мнению, высшие психические функции (человеческий разум) должны стать предметом изучения экспериментальной психологии. Психология должна создать новую методологию экспериментальных исследований, новые теоретические инструменты (концепции и принципы).

Выготский объяснил, что высшие психические функции закрыты для непосредственного исследования традиционными экспериментальными методами. Для их исследования требуется новый, иной вид методологии – генетический подход. В этой ситуации традиционные, классические, количественные методы не действуют и должны быть заменены качественными. Понять психическую функцию – значит восстановить как теоретически, так и экспериментально весь процесс ее развития в филогенезе и онтогенезе.

Однобокость и ошибочность традиционного понятия о высших психических функциях заключаются, главным образом, в неспособности понять, что они появились в результате исторического развития, в одностороннем рассмотрении их как естественных процессов и образований, в слиянии и неразличении природного и культурного, сущностного и исторического, биологического и социального в психическом развитии.

Проще говоря, при таком положении дел сам процесс развития сложных и высших форм поведения оставался необъясненным и методологически нереализованным.

«Кто является автором культурно-исторической теории развития психики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Ключевое слово здесь – «развитие». Результаты развития становятся доступными для анализа через теоретическую и экспериментальную реконструкцию всего процесса формирования чего-либо. Для Выготского предметом теории были не «высшие психические функции» как таковые, а сам процесс их развития. Культурно-историческая теория была теорией происхождения и развития высших психических функций.

Соответственно, каждое понятие и принцип культурно-исторической теории относится к определенному аспекту сложного процесса развития высших психических функций. Роль, место и взаимосвязь всех понятий и принципов в рамках теории становятся ясными с точки зрения происхождения и развития высших психических функций.

Однако появляется вопрос: а что такое развитие? На каком понимании развития основывается культурно-историческая теория?

Определение 2

По мнению Выготского, развитие – это не просто изменение, не органический рост или созревание и не совокупность количественных изменений. Развитие представляет собой сложный процесс качественного изменения, перестройки определенной системы.

Психологическая теория может стать теорией развития, когда она представляет собой систему понятий и принципов, которые объясняют основные аспекты процесса развития. К таким аспектам относится:

  • характер развития;
  • источники развития;
  • движущие силы развития;
  • особенности развития;
  • результаты развития;
  • основной закон (законы) развития.

Суть методологической альтернативы, предложенной Выготским, заключалась в том, что в культурно-исторической теории основные понятия связаны между собой и теоретически отражают эти аспекты развития.

Задачи теории Выготского

Различие В. Вундта между низшими и высшими психическими функциями было методологическим отражением современной ситуации, существовавшей в то время в классической психологии. Для Выготского это разделение было своего рода шагом вперед в объяснении природы человеческого развития.

Первая задача разграничения низших и высших психических функций состояла в том, чтобы обнаружить развитие как качественную перестройку системы.

Высшие психические функции не могут быть сформированы «поверх» элементарных процессов, а представляют собой новые психологические системы, которые включают сложную связь элементарных функций. Они, будучи частью новой системы, сами должны действовать в соответствии с новыми законами. «Новая система» и «новые законы» являются ключевыми понятиями здесь. Задача создания неклассической культурно-исторической психологической теории состояла в том, чтобы изучить эти новые системы и открыть эти новые законы, неизвестные классической эмпирической психологии.

Вторая задача заключалась в объяснении источников развития высших психических функций.

Замечание 1

Низшие и высшие функции имеют различное происхождение и природу. Низшие психические функции полностью биологичны по своему происхождению, тогда как высшие функции полностью социальны.

Особенности теории Выготского

Культурно-историческая теория – это "неклассическая" психологическая теория, направленная на теоретическое объяснение и экспериментальное исследование самих процессов психического развития человека. Она представляет собой систему взаимосвязанных понятий и принципов, построенных таким образом, что они полностью теоретически отражают весь процесс развития в его основных аспектах. Место и роль каждого отдельного понятия и принципа становится ясным, когда они рассматриваются через их отношение к предмету теории — процессу культурного развития высших психических функций.

Важной чертой культурно-исторической теории является то, что вместе с системой теоретических инструментов для анализа развития она также обеспечивает новую «неклассическую» экспериментальную методологию, генетический экспериментальный метод исследования развития высших психических функций.

Дата последнего обновления статьи: 20.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot