Наследственность — это способность родительского организма передавать потомству все свои признаки и свойства. Их формирование осуществляется в соответствующих внешних условиях среды. Наследственность является всеобщим свойством живой природы, которое у человека проявляется некоторым сходством между родителями и детьми.
Роль наследственности в формировании личности
Наследственность представляет собой совокупность природных свойств организма, которые передаются от поколения к поколению. Она является свойством живых систем к воспроизводству собственной организации (воссоздание себе подобных в ряду поколений). Наследственность предназначена для сохранения человека в качестве природного существа в рамках уникальной популяции (вида).
С момента рождения дети наследуют многие врожденные свойства и инстинкты, которые включены в группу безусловных рефлексов (по И. П. Павлову). Они представлены следующими основными рефлексами:
- Пищеварительные рефлексы;
- Оборонительные рефлексы (отдергивание рук от горячих предметов, зажмуривание глаз при ярком свете);
- Ориентировочный рефлекс (реакция на свет или звук).
Наследственность также программирует передачу биохимических, физических качеств, включая физический облик, цвет волос, физические данные. Она предопределяет группу крови и резус-фактор, задатки способностей. Наследственные факторы влияют на свойства нервной системы и зрительных органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др.
Генетические программы заложена в молекулярных структурах ДНК. Биологические процессы обозначаются наличием наследственных заболеваний и разных аномалий (например, шизофрения, сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства и др.). По наследству передаются также особенности протекания психических процессов, расположенность к правонарушениям, садизм, суицидальное поведение. Генный аппарат человека, как и весь его организм, не существует изолированно от внешних воздействий, поскольку включен в их многообразие.
Нарушение генной наследственности часто вызвано тяжелыми условиями труда, нервными расстройствами, пристрастием к алкоголю и курению, звуковым нагрузкам и многим другим. Современные научные направления осуществляют критический анализ проблемы наследственности в развитии ребенка, проводя поиск средств для лечения генных болезней, ослабления их влияния на развитие личности.
Проявления наследственности
Показатель развитости индивида может проявляться через интегрированную развитость его способностей. В науке рассматриваются общие и специальные способности. Первые из них предопределяют успехи личности в различных видах деятельности (например, умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитость памяти, совершенство речи и др.).
Специальные способности помогают раскрывать индивидуальность личности, определяя успехи человека в специфических видах деятельности. Для их осуществления требуются задатки особого рода и их развитие. Этот вид способностей включает математические, музыкальные, спортивные, лингвистические, литературные, художественно-творческие, технические и прочие виды способностей.
Проявление наследственного фактора напрямую зависит от внешней среды, условий жизни и воспитания. Науке известно немало фактов о жизни маленьких детей со зверями (так называемые «дети Маугли»). Уровень интеллекта и мышления у многих из них находился на уровне животных. Для таких детей присуща неразвитость чувств и короткий срок жизни по причине отсутствия нормального развития психических процессов.
Биологически здоровые люди имеют колоссальные возможности развития. Тем не менее, люди реализуют их не более чем на 10-15%. Для правильного воспитания требуется глубокая диагностика, способствующая выявлению природных дарований. Целью этого процесса становится создание необходимых условий развития. Развитие ребенка важно рассматривать в качестве развития его способностей.
С одной стороны, осуществление развития происходит благодаря резервным силам генотипа. Задатки способностей проявляются очень рано (с 2-3-лет) или, напротив, на склоне лет. С другой стороны, на развитие влияют условия внешней среды (их взаимное воздействие). Несовершенная структура питания и тяжелые условия жизни (сиротство, неполная семья, трудновоспитуемые дети, привлечение к тяжелой работе) задерживают рост и развитие.
Критический анализ проблемы наследственности в развитии ребенка показывает, что наследственные возможности растущего человека велики. Тем не менее, реализовать их в качества личности человек способен лишь в ходе социальной жизни в обществе, в деятельности.
Проблемы наследственности
С педагогической точки зрения интересны проблемы наследственности, которые включают наследование интеллектуальных, специальных и моральных качеств. В интеллектуальной сфере ребенок наследует не готовые способности к некоторому виду деятельности, а лишь задатки, которые заключаются в потенциальных возможностях для развития способностей.
Существующие различия в типах высшей нервной деятельности меняют только протекание мыслительных процессов. Они не способны предопределять качественную сторону и уровень самой интеллектуальной деятельности. Реализация унаследованных людьми задатков происходит исходя из обстоятельств (условия жизни, среды, потребности общества, от спроса на продукт деятельности).
Специальными считаются задатки к определенному виду деятельности (например, музыкальные, художественные, математические). Ученые установили, что дети, которые обладают специальными задатками, могут достичь значительно более высокого результата.
Что касается наследования моральных качеств, то в отечественной педагогике долгое время господствовало утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются при взаимодействии организма с внешней средой. При расшифровке генетических программ, ученым так и не удалось обнаружить гены добра или зла, агрессии или покорности.