Сущность креативности
Креативность – это творческая одаренность, способности к разным видам творчества, составляющие относительно устойчивую характеристику личности.
Креативность позволяет человеку создавать, творить и привносить в окружающий мир что-то новое, необычное и нестандартное. В настоящее время термин «креативность» приобрел достаточно широкое распространение в отечественной психологии.
Креативность, как творческая способность, свойственна каждому индивиду и является неотъемлемой частью человека, так же как и способность говорить, мыслить или чувствовать. При этом результат креативной деятельности не имеет какого-либо значения для человека, важным является то, чтобы он был оригинальным и значимым для того, кто его создал.
Однако, существует и иная точка зрения, согласно которой не каждый человек может считаться творческой личностью. Так, если созданный им продукт представляет ценность только для него самого и не является общезначимым, то он не может считаться технологической, культурной или иной ценностью для человечества, даже, несмотря на его новизну.
Таким образом, в настоящее время нет единого мнения о том, кто может считаться творческой личностью, наделенной креативностью, а кто нет.
Креативность представляет собой способность человека реагировать на различные ситуации, находить нестандартные подходы к их решению, а также создавать новые творческие продукты. Необычность и новизна решений и продуктов, во многом зависит от личности человека, его мотивации и внутренней силы.
К специфическим свойствам креативности относят: оригинальность мышления, его состоятельность и адекватность поставленной задаче.
Креативные решения и продукты могут быть весьма разнообразны как по своему содержанию, так и по своей природе. Это могут быть открытия в области химии, решение проблем в математике, написание музыкальных или художественных произведений и т.д.
Развитие креативности как черты личности
Процесс развития креативности проходит как минимум в две фазы:
- Развитие «первичной» креативности. На данном этапе осуществляется развитие общих творческих способностей человека, овладение им неспециализированными навыками деятельности по отношению к определенной области жизнедеятельности человека. Сенситивным периодом для развития «первичной» креативности является возраст 3-5 лет, когда ребенок только начинает овладевать умениями и навыками. Именно в этот период дети очень часто «совершенствуют» свои навыки, тем самым формируется первичный механизм креативности.
- Второй период развития креативности как черты личности человека, приходится на подростковый и юношеский возраст (13-20 лет). На основании общего механизма креативности происходит формирование «специализированной» креативности. То есть, выделяется та область деятельности, которая более привлекательна для ребенка и он в ней совершенствует свои креативные умения и навыки.
Таким образом, интеллектуалом и творцом не рождаются, им становятся постепенно, развивая заложенные от рождения творческие способности.
Важным фактором развития креативности человека является окружающая среда. Если она является насыщенной и развивающей, то она способна реализовать заложенный в человеке потенциал.
На развитие креативности оказывают влияние не только положительные факторы, такие как окружающие ребенка, взрослые люди и развивающая среда, так и неблагоприятные факторы, такие как семейный разлад, ссора родителей и т.д. Особенно активно воздействует на ребенка разлад между родителями, так как стремясь их помирить он проявляет недюжинные интеллектуальные способности, в том числе и креативность. Поэтому как показывает практика, чаще всего креативные и более развитые дети встречаются в неблагополучных семьях.
Большинство психологов сходятся во мнении, что креативность является способностью порождать необычные идеи, использовать нестандартные схемы мышления, отходя от традиционных и шаблонных, быстро и результативно разрешать разнообразные проблемные ситуации.
В настоящее время разработано достаточно большое количество разнообразных подходов и методик, направленных на выявление уровня креативности у детей и ее последующее успешное развитие.
Параметры креативности, оказывающие влияние на успешность личности
Выделяют следующие параметры креативности, оказывающие влияние на успешность человека (автор Дж. Гилфорд):
- Беглость – способность за достаточно короткое время генерировать большое количество разнообразных новых и необычных идей.
- Гибкость – способность применять различные нестандартные стратегии для решения практических и жизненных ситуаций (проблем), умение быстро переключаться с одной идеи (мысли) на другую.
- Оригинальность – способность продуцировать нестандартные и необычные идеи, которые кардинально отличаются от общепринятых.
- Разработанность – способность не просто вырабатывать нестандартные и необычные идеи, а прорабатывать их детали, доводя до логического завершения.
Существуют психологические инструменты измерения креативного мышления, оказывающего влияние на успешность человека. Одним из наиболее востребованных и популярных является психологический тест Е. Торренса, который позволяет оценить следующие виды креативности:
- Вербальная креативность.
- Образная креативность.
- Отдельные критерии общей креативности: гибкость, беглость, умение видеть суть проблемы, оригинальность, способность противостоять шаблонам и стереотипам.
Таким образом, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, формулированию результата решения. Каждый человек от рождения обладает рядом способностей, которые при правильном развитии переходят в креативные качества, являющиеся чертой личности человека, и влияющие на его успешность в жизнедеятельности.