Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Краткий исторический очерк развития возрастной психологии

Определение 1

Дисциплина «Возрастная психология» — это область психологической науки, которая занимается анализом закономерностей и механизмов психического развития человека в онтогенезе, представляющем собой жизненный путь от рождения до смерти. Ветви этого направления представлены детской психологией, психологией младшего школьника, психологией подростка, психологией ранней юности, психологией взрослого человека и геронтопсихологией.

Сущность и предмет возрастной психологии

Сегодня существуют два термина, которые употребляются в одном контексте: возрастная психология и психология развития. Это практически синонимы, но вместе с тем возрастная психология заостряет внимание на психических особенностях людей различного возраста. В соответствии с этим выделяется детская психология, психология младшего школьника и подростков, психологию юношеского возраста и др.

Психология развития является сферой, которая содержит в основном сведения о законах и механизмах возрастного совершенствования и преобразования психики в процессе перехода с одного этапа развития на другой.

В качестве предмета возрастной психологии (психологии возрастного развития) выступает исследование аспектов психического развития человека при переходе из одного возраста в другой, в том числе психологические характеристики человека на соответствующих возрастных стадиях развития.

Начало развития возрастной психологии

Зарождение возрастной психологии можно отнести ко второй половине 19 века. Оно связано с проникновением генетической концепции в психологическую науку. Большой вклад в развивающуюся психологическую и педагогическую мысль внесли труды выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского, и в первую очередь, его труд «Человек как предмет воспитания».

Большое влияние на развитие возрастной психологии оказали эволюционные идеи Чарльза Дарвина, которые привлекли внимание к проблемам источника психического развития. Роль психической деятельности в понимании рефлекторной сути фактов, исследуемых психологией, подчеркивает в то время и выдающийся русский ученый И. М. Сеченов.

«Краткий исторический очерк развития возрастной психологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Вместе с накоплением и обобщением эмпирического материала наблюдений за развитием детской психики и процессом обучения ребенка, в детской психологии начинают использоваться экспериментальные исследования.

Существенные успехи эксперимента в общей психологии характеризуются открытием психофизического закона Вебера–Фехнера, исследованиями памяти Эббингауза, разработкой психофизиологии органов чувств Гельмгольца, изучением ощущений и движений в физиологической психологии Вундта. Это позволило надеяться на использование эксперимента в возрастной психологии.

В 1906 году в Петербурге произошел I съезд по психологии, где представители психологии А. П. Нечаев и Н. Е. Румянцев выступили с резкой критикой современных трудов. С позиции первого из них все спорные вопросы дидактики и методики составили сферу, которая была доступна экспериментальному психологическому исследованию. Оно допускало точную регистрацию явлений и математическую обработку результатов. Тем не менее, на поверку подобная точная регистрация явлений была сведена к умению использовать тахистоскоп и осуществлять ассоциативный эксперимент (попытка взять за основу некоторые методы из общей психологии).

Важный вывод, который можно было бы сделать в результате первых опытов построения возрастной психологии, состоял в том, что сближение психологической науки с педагогической практикой возможно лишь на пути экспериментального исследования в самих процессах обучения и воспитания. Постановка данной задачи была, безусловно, заслугой Нечаева.

Экспериментальная информация должна быть получена в самом психолого-педагогическом исследовании, а не привнесена в него извне. С этой целью было важно определить точное решение важных теоретических и методологических задач, возникших в рамках возрастной и педагогической психологии. В этом направлении на первое место вышла проблема источников психического развития в их отношении к процессу обучения.

Дальнейшее развитие возрастной психологии

Вопрос психического развития ребенка, включая его источники и закономерности, был всегда центральны элементом в возрастной психологии. От решения данной задачи зависело формирование путей обучения и воспитания, важнейших приемов, подходов к детям, понимания специфических особенностей по сравнению с взрослыми людьми.

В начале прошлого столетия в сфере возрастной психологии выделились два течения, которые разным образом трактовали источники (факторы) психического развития. Данные направления можно отличить друг от друга по тому, какой фактор они брали за основу развития ребенка, - биологический или социальный. Конечно, это не значило, что представители первого направления в полной мере отрицали социальное влияние на ребенка, а представители другого не предполагали биологических предпосылок развития.

Если говорить о биогенетическом и социогенетическом направлениях, то невозможно рассматривать эту классификацию в качестве абсолютной. Она только приблизительно помогала определить преобладающую тенденцию в ходе построения концепции психического развития. Данные направления становятся объектом критики в советской психологии. Это происходило в начале 30-х гг. прошлого века.

В 20-30-е гг. получила распространение концепция развития высших психических функций, разработанная Л. С. Выготским. В ее основе были следующие положения:

  • Значение труда в приспособлении людей к природе и процессу преобразования природных сил благодаря орудиям в процессе производства;
  • Представления о труде как об орудийной деятельности человека, которая ведет к изменению типа поведения;
  • Опосредствованный характер деятельности человека.
Дата последнего обновления статьи: 19.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot