Корреляция — это степень взаимосвязи между определенными показателями.
В психологии показатели начинают коррелировать в том случае, когда в некоторой группе они меняются согласованно. Если от испытуемого к испытуемому с ростом одного из них растет и другой, то корреляция положительная. Если наоборот, то корреляция отрицательная (обратная).
Особенности корреляционного анализа
Корреляционный анализ в психологии представляет собой метод, с помощью которого происходит выявление взаимосвязи двух или более величин. Они могут быть представлены показателями переменных, изучаемые свойства объектов. Метод статистического анализа в психологических исследованиях проводят для того, чтобы определить коэффициент корреляции.
Корреляцию в психологии активно используют в различных исследованиях с целью выявления взаимосвязи психологических параметров. Для студентов вузов корреляции, как правило, имеют большое значение, поскольку практическая часть курсовых, дипломных и магистерских работ должна содержать корреляционный анализ.
Категорию «корреляция» впервые стал использовать палеонтолог Ж. Кювье. Он разработал закон корреляции частей и органов животных, позволяющий восстановить по обнаруженным частям тела образ всего животного. В статистику этот термин перешел благодаря Ф. Гальтону, а точную формулу для определения корреляций разработал К. Пирсон.
В психологии используют чаще всего два основных корреляционных метода:
- Показатели ранговой корреляции Спирмена;
- Корреляции Пирсона.
Каждый метод отличается сферой применения и своей оригинальностью. Второй метод считается более строгим, поскольку для его использования требуется выполнение некоторых условий в отношении показателей. Чаще всего используется первый метод. Тем не менее, их сущность для психологических исследований практически одинакова.
Корреляция представляет собой, таким образом, степень взаимосвязи между определенными показателями. В психологических исследованиях психологические показатели могут коррелировать в том случае, когда в некоторой группе они начинают меняться согласованно. Например, при исследовании испытуемых лиц специалист видит, что при увеличении одного показателя увеличивается и другой. В этой ситуации можно говорить о прямой (положительной) корреляции. Обратная (отрицательная) корреляция наблюдается, если от одного испытуемого лица к другому происходит снижение показателя.
Роль корреляций в исследованиях психологов заключается в том, что анализ способен давать достоверные сведения. Это характерно для тех случаев, когда экспериментатор не просто просчитывает корреляцию, но и проверяет ее значимость, взяв за основу гипотезу исследования. В качестве обязательного условия получения достоверной информации выступает осуществление интервальной оценки результатов. Если соблюсти все необходимые условия, то благодаря корреляционному анализу появляется возможность выявления особенностей взаимосвязи изучаемых свойств объекта (предсказание значений переменных).
Корреляционный анализ в психологии
Показатели корреляции, используемые в анализе взаимосвязей между психологическими величинами, принимают численные значения от - 1 до 1. Положительная корреляция предполагает непосредственную (прямую) зависимость двух психологических показателей в группе. Отрицательная корреляция означает отрицательную (обратную) зависимость двух показателей в группе.
Примером положительной корреляции может быть ситуация, когда родители проявляют в отношении ребенка авторитарность, а он становится более агрессивным со сверстниками (прямая связь). Обратная связь возникает, когда родители лояльно относятся к своему ребенку, а он при этом начинает проявлять меньшую агрессивность в отношении сверстников.
Большой интерес для психологов представляют только статистически значимые корреляции, выявление которых производится с помощью сравнения полученного эмпирического показателя корреляции с критическим значением. Такое значение можно взять из специальных статистических таблиц, определив его значение через объем выборки. Чем больше лиц (объектов) будет в выборке, тем ниже будет критическое значение.
Для определения того, является ли статистически значимой корреляция, нужно сравнить ее значение по модулю (не учитывая знак) с критическим значением. Если эмпирическая корреляция без учета знака будет больше критического показателя, то она статистически значима (если нет, то незначима).
Когда определение коэффициента корреляции проводят с помощью статистических программ, она сама помечает значимые корреляции. В этом случае пропадает необходимость поиска критических значений и сравнения.
Корреляции в психологических исследованиях
Корреляционный анализ позволяет выявить взаимосвязь между психологическими показателями. Тем не менее, обнаружение корреляции не в любом случае дает основание говорить о причинно-следственной связи между показателями.
Например, если взять корреляцию «агрессивность-тревожность», то корреляция между ними не дает возможности говорить о том, что тревожность представляет собой причину, а агрессивность — следствие. Нельзя также говорить и об обратном.
В реальных исследованиях на основе корреляций психологи часто делают выводы о различных причинно-следственных связях. В нашем случае с тревожностью и агрессивностью, можно было бы отметить, что наличие прямой (положительной) статистически значимой корреляционной связи между показателями отражает то, что тревожность способна выступать в качестве одного из факторов (причин) роста агрессивности (например, в выборке подростков). В этом исследовании делают вывод, что показатель тревожности влияет на агрессивность.
Термин «влияние» для исследователей в психологии предполагает наличие причинно-следственной связи между показателями. А термин «взаимосвязь» не подразумевает ее.