Виды эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Эмоциональный комплекс – это эмоции, которые имеют разную направленность и придают мотивационную окраску сигналам из внешней среды, одновременно их активизируя.
Практически все дети, с нормой развития, имеют определенные эмоциональные комплексы и нарушения. Это обусловлено тем, что психика детей подвижна и чувствительная.
Основные виды эмоциональных комплексов у детей:
Страхи – это один из самых распространенных эмоциональных комплексов у детей, особенно присущ тем, кто воспитывается в неблагополучных семьях.
Причины появления страхов у детей весьма разнообразны. Некоторым присущи ночные страхи (кошмары), кто-то боится темноты или высоты, кто-то боится, что может что-то случиться с их родителями и т.п. Их появление напрямую зависит от негативного жизненного опыта ребенка, эмоциональной чувствительности, уровня самостоятельности, развитости воображения, склонности к тревожности, неуверенности, робости и т.д.
Тревожность – это одна из наиболее сложных проблем современной психологии, так как она не связана с конкретной ситуацией и может проявиться не сразу.
В случае, если ребенок боится чего-то конкретного, то речь идет о наличии страхов, а вот если он испытывает непонятный для него страх и не может точно указать причину его появления, то речь идет о тревожности. Чаще всего тревожность возникает в семьях, где между родителями возникают конфликты, недомолвки, а общая атмосфера напряженная и тревожная.
Агрессивность – свойственна многим детям, причиной является то, что в случае возникновения определенных сложных жизненных ситуаций ребенок не может найти правильного выхода из нее и единственным решением является физическая реакция.
Причины агрессии весьма разнообразны, основными являются боязнь быть травмированными, обиженными или отвергнутыми, а также пережитая ранее обида или душевная травма. Агрессия может быть вербальной и физической.
Использование рисования для коррекции эмоциональных комплексов у детей
Коррекция – это особая форма психолого-педагогической деятельности, направленная на создание необходимых благоприятных условий для оптимизации психического развития ребенка и оказания ему специальной психологической помощи.
В настоящее время разработано и активно используется большое количество психологических коррекционных методик, направленных на исправление разнообразных эмоционально-личностных расстройств у детей. Успешность подобранного метода во многом зависит от того насколько оно соответствует психическим особенностям ребенка, типу выявленного у него нарушения или расстройства.
Основным требованиям к методикам, используемым в работе с детьми, является их гибкость. В большей степени данному требованию отвечают методики, в основе которых заложено рисование.
Использование рисования в коррекционной работе с детьми все прочнее входит в практику психологической диагностики. Это связано с тем, что оно имеет ряд преимуществ, перед другими методиками.
Преимущества использования рисования в коррекции эмоциональных комплексов у детей:
- Возможно использование с возраста 2-3-х лет.
- Относительное небольшое количество времени на проведение метода и значительно высокая информативность, в сравнении с другими методами.
- Широкий спектр коррекционных задач, которые можно решить с использованием рисунка (диагностические, коррекционные и учебные)
- Широкая область применения. Может быть использован в разных областях психологии (социальная, возрастная, творческая, медицинская и т.д.).
- Психологический анализ рисунка подразумевает использование большого количества показателей (качественных и количественных), что говорит о его надежности и валидности в коррекционной работе.
Основным преимуществом рисования является то, что рисуя, ребенок может понять и почувствовать самого себя, освободиться от своих переживаний и внутренних конфликтов. Рисование предоставляет ребенку возможность выразить свое отношение к окружающей действительности.
Спецификой использования рисования в коррекционной работе является то, что данный метод один из самых гуманных по отношению к ребенку. Рисуя ребенок «открывается», психологу легче установить с ним контакт.
Интерпретируя рисунки ребенка, в рамках коррекционной работы, направленной на коррекцию эмоциональных комплексов, необходимо:
- Учитывать все объекты и предметы, которые ребенок нарисовал, отмечать странное расположение, окрашивание и форму.
- Исследовать рисунок с точки зрения, что пропущено или чего не хватает в общей композиции рисунка.
- Что или кто нарисован в центре рисунка, а какие объекты по краям.
- Пропорции и размеры изображенных объектов, людей или животных. Зачастую то, что имеет большие размеры и является основной причиной эмоциональных комплексов у ребенка.
- Пропорции частей фигуры или объекта, какие конкретно из них искажены. Особенно необходимо обратить внимание на увеличенные части.
- Горизонтальная линия в верхней части листа, изображающая небо, или просто нарисованная линия, может обозначать то, что психологически угнетает «художника».
- Обращать внимание на возможное написание слов на рисунке, понять, что он хотел ими выразить. Иногда ребенок не в состоянии точно изобразить то, что его волнует или пугает, поэтому с целью пояснения он делает уточняющие надписи.
Достоинство метода рисования заключается не только в том, что рисование позволяет максимально выразить себя и отыграть психотравмирующие ситуации, но и в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций: мышления, способности выразить себя в речи, представления, памяти, воображения, зрительно-моторной координации, оно способствует восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Рисование развивает ребенка.