Арт-терапия как метод психологического воздействия на личность ребенка старшего дошкольного возраста
Арт-терапия – это терапия, осуществляемая посредством использования разнообразных видов искусства (автор А. Хилл, 1935 год).
Впервые арт-терапия была использована в 30-х годах, с целью коррекции эмоционального состояния у детей дошкольного возраста, испытавших стресс от нахождения в фашистских лагерях и вывезенных в США. Применение арт-терапии в работе с детьми, показало высокие результаты, в связи с чем, она получила широкое распространение как самостоятельный метод и как дополнение к иным психологическим техникам.
Цель арт-терапии – осуществление коррекции психоэмоционального состояния ребенка дошкольного возраста, испытывающего различные трудности в эмоциональном развитии, в результате воздействия стрессовых ситуаций, переживаний и иных неблагоприятных факторов.
Основными механизмами психологической коррекции эмоционального неблагополучия посредством арт-терапии являются:
- Искусство выступает в качестве средства позволяющего символизировать и переконструировать травмирующую ситуацию и найти решение по выходу из нее.
- Искусство оказывает эстетическое воздействие на личность ребенка, меняет ситуацию от «мучительного аффекта» к «аффекту наслаждения».
Коррекционное воздействие арт-терапии на личность ребенка старшего дошкольного возраста обусловлено тем, что она предоставляет возможность для саморазвития, самовыражения, самопознания и утверждения.
Показателями для использования арт-терапии являются следующие нарушения в развитии личности:
- Отклонения в развитии психоэмоциональной сферы.
- Психосоматические отклонения в развитии личности ребенка.
- Нарушение коммуникативно-рефлексивных процессов.
Условия применения арт-терапии в коррекции эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста
Применении арт-терапии как средства коррекции эмоционального неблагополучия у детей старшего дошкольного возраста направлено на получение следующих позитивных результатов:
- Обеспечение эффективного эмоционального реагирования на различные социальные ситуации.
- Облегчение процесса коммуникации. Особенно актуально для стеснительных и замкнутых детей.
- Овладение навыками невербального контакта, что способствует преодолению психологических и вербальных барьеров.
- Создание необходимых условий для развития у детей старшего дошкольного возраста способности к произвольности и саморегуляции.
- Осознание ребенком собственных чувств, эмоциональных переживаний и состояние. Создание предпосылок для регуляции эмоциональных реакций и состояний.
- Повышение собственной личностной ценности, познание своего «Я» и его места в современном обществе.
Использование арт-терапии с целью коррекции эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста может быть в следующих формах:
- Индивидуальная форма работы с ребенком – направлена на коррекцию эмоционального неблагополучия конкретного ребенка.
- Групповая форма работы с детьми, имеющими одинаковые психологические и эмоциональные проблемы.
Основные функции арт-терапии в коррекции эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста:
- Воспитательная функция – направлена на нравственно-эстетическое развитие ребенка.
- Психотерапевтическая функция – направлена на оказание помощи детям дошкольного возраста в восстановлении собственного эмоционального равновесия.
Принципы использования арт-терапии в коррекционной деятельности:
- Принцип добровольности – ребенок должен принимать участие в арт-терапии добровольно, без принуждения.
- Принцип поддержки – педагог должен оказывать ребенку всестороннюю поддержку в его творческом процессе.
- Принцип обсуждения – педагог и ребенок должны взаимодействовать вербально, обсуждать ход творческого процесса, свои эмоции и чувства.
- Принцип целесообразности подбора средств и техник – все используемые в арт-терапии средства, материалы и техники должны быть обоснованы и направлены на решение поставленных коррекционных задач.
Арт-терапевтические средства в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Основными технологическими средствами арт-терапии в настоящее время являются:
- Сказкотерапевтические технологии – это одно из направлений практической психологии, в которой используются психотерапевтические ресурсы сказок. Педагог совместно с детьми читает сказки, обсуждает прочитанное, сочиняют собственные сказки и т.д. Это помогает выразить свои эмоции в сказке, «пережить» негативные ситуации и «побороть» их на психологическом уровне.
- Психогимнастика – активно используется в коррекционной работе, организуемой педагогами-психологами, педагогами-логопедами, метод основан на вербальном взаимодействии участников. Педагог обучает ребенка выражать собственные мысли, чувства и эмоции посредством вербальных и невербальных средств.
- Пескотерапия – является одним из наиболее привлекательных видов коррекционной терапии, в ее основе заложены различные игры с песком. Игры с песком могут быть организованы как на улице (в песочнице), так и в условиях группы ДОО, с этой целью в настоящее время используется не только речной песок, но и специальный кинестетический песок различной окраски.
- Изотерапия – это коррекционное средство, которое основано на занятиях творчеством, с использованием различных творческих материалов, подбираемых педагогом в зависимости от типа эмоционального неблагополучия у ребенка.
- Игротерапия – это вид коррекционной терапии, в основе которой заложен различные игры, использование разнообразных игрушек, предметов и материалов. Педагогом организуется разнообразные игры и игровые упражнения, в зависимости от цели коррекционной работы с ребенком.
Таким образом, арт-терапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности проблемных детей через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию психоэмоционального состояния ребенка, психофизиологических процессов посредством соприкосновения с искусством.