Детские страхи – это нормально. Детский страх необходим для того, чтобы ребенок познавал мир, осознавал, кем он является, чего стоит опасаться.
Причины возникновения страха у ребенка:
- семейные конфликты;
- запугивание от более старших детей или более развитых сверстников;
- угрозы и гнев взрослых;
- пожилые родители;
- неврозы;
- активная фантазия;
- обиды;
- резкие звуки.
Виды детских страхов
Каждый человек – индивидуальная личность со своим опытом и жизненной историей. Все люди когда-то были детьми, и все чего-то боялись. Есть несколько видов страха, типичных для многих детей. Чаще всего они вызваны одними и теми же обстоятельствами.
К наиболее распространенным видам страха относится:
- страх темноты;
- страх перед расставанием;
- страх физического повреждения.
Почти все дети дошкольного и младшего школьного возраста боятся темноты и различных фантастических чудовищ из фильмов и сказок.
Если рассматривать боязнь темноты с биологической точки зрения, то она вполне обоснована. Темнота может скрывать что-то, что разрушит ощущение безопасности.
Эти страхи должны учить ребенка справляться со своей бурной фантазией и вырабатывать определенные защитные механизмы. Но иногда такие фантазии оказываются совсем не безобидными – сильные страхи могут привести к расстройству поведения и сна, а также нарушать эмоциональное состояние ребенка и приводить к развитию невроза.
Неврозы, появившиеся на фоне страха, легко можно скорректировать, если на них вовремя обратить внимание. Однако если своевременной помощи специалиста не последовало, страх будет расти и в дальнейшем, когда ребенок станет взрослым человеком, на фоне страха темноты у него могут появиться панические атаки, которые вылечить достаточно сложно.
Страх перед расставанием возникает у ребенка, которому приходится надолго расставаться со своими родителями. Психоанализ детских страхов описывает расставание как одно из базовых понятий, которое означает отделение ребенка и матери (или человека, заменяющего мать) друг от друга.
Если расставание происходит на постоянной основе, и ребенок оказывается надолго отлучен от матери, то угроза разлучения с мамой для него может быть чрезмерной и плохо переносимой. Сепарационная тревога проявляется также и в других страхах (у детей и взрослых), например, в страхе отвержения, потери или смерти близких, одиночества.
Страх физического повреждения считается важным явлением. Он выражается в боязни потерять часть тела. Некоторые психологи также относят к этой группе страхов и психогенный запор – боязнь ходить в туалет у детей может быть связана с восприятием содержимого кишечника как части собственного тела.
Этот страх считается нормальным и может нуждаться в коррекции только в том случае, если он мешает нормальному функционированию психики ребенка.
Коррекция детских страхов
Во время коррекции страхов важно не только лечить симптомы, но и исследовать и искоренять причины появления страха, так как страх у ребенка может развиваться очень быстро. Если проработка причин со специалистом не была проведена, есть большой риск повторного возникновения страха у ребенка после окончания психотерапии.
Для того, чтобы коррекция привела к положительным результатам, специалист со своим пациентом должен пройти три стадии:
- Диагностика.
- Установление контакта.
- Коррекционная работа.
Диагностика может проводиться по-разному, каждый специалист самостоятельно выбирает методику, которой он больше доверяет. Психотерапевт может попросить малыша нарисовать что-нибудь, выбрать несколько игрушек, слепить фигурку из пластилина и так далее. Также он выслушивает причину обращения за помощью от родителей, задает им уточняющие вопросы. Во время ознакомительной консультации специалист должен сформировать представление о проблеме и предложить методы ее решения.
На второй стадии психотерапевт налаживает контакт с ребенком, входит в зону его доверия. Это необходимо для того, чтобы малыш не напрягался во время психотерапии и перестал стесняться врача.
Во время коррекции специалист избавляет ребенка от страха. Иногда достаточно обеспечить малышу безопасное место, в котором он не будет бояться рассказать о своих страхах, и вместе с психотерапевтом в игровой форме эти страхи будут проработаны.
Психоанализ детских страхов представляет собой воспроизведение в игре всех двойственных и противоречивых чувств, которые могут мешать психике ребенка нормально функционировать. Специалист должен внимательно следить, какие именно эмоции ребенок подавляет во время игры, и в зависимости от результата, помогает ребенку осознать, что причин для страха нет.
Но самым главным в коррекции страхов является поддержка и помощь родителей. Иногда это полностью решает проблему страха у ребенка. Для этого нужно лишь быть рядом с малышом и не оставлять его надолго в детском саду с малознакомыми людьми. Маленькому ребенку важно не количество общения, а его качество, поэтому быть рядом с мамой – самое ценное для него.
Методы коррекции детских страхов
Существует несколько форм работы, которые считаются наиболее эффективными при коррекции страха у ребенка. К ним относится:
- сказкотерапия;
- игровая терапия;
- арт-терапия;
- танцевальная терапия;
- песочная терапия;
- телесно-ориентированная терапия.
Психотерапия может проводиться в той форме, которую специалист считает наиболее эффективной. Обычно психотерапевтами используются следующие методы:
- десенсибилизация – это постепенное понижение интенсивности страха при помощи последовательного предъявления пугающих стимулов (используется для коррекции фобий);
- интерпретация – это объяснение ребенку его чувств и эмоций, а также формирование более совершенных механизмов проработки страха;
- контейнирование – беспрекословное принятие чувств ребенка, с которыми он не может справиться самостоятельно;
- отреагирование – это организация безопасной атмосферы для того, чтобы ребенок мог выразить подавленные эмоции, такие, как гнев, агрессия.