Константин Дмитриевич Ушинский (3 марта 1823 – 22 декабря 1870) – русский педагог, основоположник научной педагогики в России.
Краткие биографические данные
Родился в 1823 году в Туле. Отцом был отставной офицер, мелкопоместный дворянин, мать умерла рано. Образование получил в гимназии Новгород-Северского (Черниговская губерния). По окончании гимназии в 1840 году поступает в Московский университет, где учится на юридическом факультете.
В 1844 году, закончив университет в качестве кандидата юриспруденции, остался на кафедре с целью подготовки к получению профессорского звания.
В 1846 году переезжает в Ярославль, где получает должность исполняющего обязанности профессора камеральных наук Демидовского лицея. Наличие либеральных взглядов, глубокой эрудиции, простоты в обращении с учениками привело к недовольству со стороны руководства лицея, в 1849 году К.Д. Ушинский покидает лицей.
После ухода с работы не мог найти преподавательскую работу, поэтому делал переводы статей из иностранных журналов, писал рецензии и обзоры.
Переезжает в Санкт-Петербург, где начинает работать столоначальником департамента иноземных вероисповеданий.
В 1854 году преподавал русскую словесность при Гатчинском Сиротском институте. Печатает статьи о собственном видении воспитания и образования в России в «Журнале для воспитания», тесно сотрудничает с журналами «Современник», «Библиотека для чтения».
В 1859 году был приглашён на работу в Смольный институт благородных девиц в качестве инспектора классов, где реализует ряд прогрессивны изменений: вводит в практику обучение на русском языке, открывает педагогический класс, осуществляющий подготовку воспитателей, организует проведение совещаний и конференций педагогов, а для воспитанниц – каникулярные и праздничные дни.
В 1862 году в связи с конфликтами с начальницей, покидает институт и уезжает за границу с целью лечения и ознакомления с постановкой обучения и воспитания зарубежных учреждений образования, за пять лет К.Д. Ушинским были посещены Швейцария, Германия, Франция, Бельгия, Италия
Находясь за границей, в 1864 году были написаны и изданы учебные книги «Родное слово» и «детский мир», которые являлись первыми массовыми и общедоступными российскими учебниками для начального обучения детей. Кроме того, Ушинским был написан ряд методических руководств по осуществлению педагогами и родителями обучения и воспитания детей.
В середине 60-хх гг. Возвращается в Россию, занимался написанием фундаментального труда «Человек как предмет воспитания», который вышел в двух томах, третий том педагогу не удалось закончить.
После ряда трагических событий, покупает дом в Киеве, уезжает на лечение в Крым, где в 1870 году в Одессе умирает.
Похоронен в Киеве.
Вклад в науку
В истории педагогической мысли в России К.Д. Ушинский наиболее известен как основатель научной педагогики в России. Педагогическая концепция педагога строилась на реализации идеи народности, в качестве приоритета отдавалось предпочтение русскому языку при организации обучения и воспитания детей. Важное место в педагогических трудах Ушинского занимала идея труда, который педагогом признавался ведущим фактором развития личности.
В качестве основополагающих принципов, К.Д. Ушинским были обосновано введение принципов сознательности и активности, наглядности, последовательности, доступности, прочности.
Другими не менее важными идеями для обучения в России стали следующие:
- опора педагогики на результаты исследования других наук (анатомия, физиология, психология, история и т.д.);
- формирование патриотизма и любви к Родине;
- требование гуманного отношения к детям;
- важность формирования нравственных качеств личности;
- выделение средств нравственного воспитания (обучение, пример педагога, убеждение, поощрение и взыскание);
- в качестве условия обучения школьников описал необходимость класса, имеющего твёрдый состав учащихся, твёрдого расписания, проведения фронтальных занятий во взаимосвязи с индивидуальными, при этом учитель выполняет ведущую роль, кроме того, описаны различные виды занятий на уроке, обосновал некоторые дидактические особенности урока
- необходимость использования наблюдения;
- необходимость включения в процесс обучения устного народного творчества;
- введение и распространение звукового аналитико-синтетического обучения чтению, который был реализован в «Родном слове».
Основные труды
Самыми значительными из них являются:
- Человек как предмет воспитания;
- Детский мир;
- Родное слово;
- О народности в общественном воспитании;
- Три элемента школы и ряд других.