Коммуникативные барьеры — это психологические препятствия на пути адекватного обмена информацией между партнерами по коммуникации.
В процессе общения очень важна эффективная и результативная составляющая коммуникации. Общение может состояться, но быть неудачным в целом или для одного из коммуникаторов (например, информация может быть воспринята частично или дойти в искаженном виде).
Причины появления барьеров коммуникации
Психологические барьеры в коммуникации (общение) имеют свои причины. Поскольку в ходе общения содержится элемент воздействия на поведение (мнение, точку зрения, установки) участников, то одна из сторон может создать коммуникативный барьер. Он может быть представлен формой психологической защиты от посторонних воздействий.
С одной стороны, коммуникативный барьер представляет собой препятствие. Оно возникает как преднамеренно, так и непреднамеренно. Это зависит от разных факторов. С другой стороны, барьеры общения возводятся людьми иногда специально (сознательно или бессознательно). Они используют их для собственной защиты от влияния.
Характеристики барьеров общения зависят от среды, в которой разворачивается коммуникация. Она может включать общие экономические, политические, культурные и прочие виды человеческой деятельности, а также профессиональные особенности выполнения работ, каждая из которых формирует собственные коммуникативные барьеры.
Появление и специфика барьеров общения полностью зависит от использования соответствующих видов и форм коммуникации:
- Вербальной (невербальной),
- Устной (письменной),
- Межличностной (групповой, массовой) и т.д.
Виды барьеров общения
Коммуникативные барьеры могут проявляться во внешней среде и являться техническими барьерами. Внешняя среда позволяет барьерам возникать, формируя дискомфортные условия передачи и восприятия определенных сведений.
В состав барьеров внешней среды необходимо включить акустические помехи (звонок, шум, стук и др.), световые помехи (темнота, блики, яркий свет), погодные барьеры (снег, ветер, дождь). В некоторых ситуациях данные барьеры можно устранить. Это осуществляется воздействием на факторы внешней среды (например, прекращение стука, устранение яркого света, укрытие от дождя, включение кондиционера).
Внешние барьеры также включают неожиданные ситуации, которые прерывают общение или мешают воспринимать информации (например, телефонный звонок в процессе консультации с врачом, появление посторонних лиц при осуществлении переговоров). Также барьер внешнего характера представлен ограничением коммуникации по времени.
Технические барьеры по-другому обозначаются как «шумы». Это понятие ввел в научный оборот К. Шеннон. Шумы включают все барьеры, которые искажают или прерывают передаваемые сигналы и в результате влияют на сообщение в целом.
К барьерам технического характера относятся шумы, которые возникают в электрической сети в процессе грозового разряда, шумы, вызванные искусственной перегруженностью телефонных каналов и др.
Шумом считается большое количество не нужной информации, которая собрана в Интернете. Это часто представляет барьер на пути ее систематизации и классификации. Помимо этого, в состав технических барьеров, связанных с Интернетом, входят фильтры. Это специальные средства, оценивающие на основе программного обеспечения важность той или иной информации, которая поступает к получателю. На основе данных оценок информация может передаваться или отсеиваться. Средства, защищающие электронную почту от так называемого «спама» в серверах, — это пример такого фильтра.
Человеческие барьеры общения включают барьеры восприятия. Так, неоднозначное понимание или интерпретация сведений в результате первого впечатления, могут сформировать неправильное первое впечатление. На этом отражается прошлый опыт общения, после которого на первый план выходят предубеждения по отношению к себе и другим. На людей в ходе общения оказывают воздействие комплексы, стереотипы и разные установки.
Собеседники могут по-разному воспринимать одни и те же ситуации, выделяя в них главные особенности (по их мнению). Как правило, они имеют убеждение, что их личная позиция всегда правильная. В соответствии с опытом, областью профессиональной компетенции, интересами и многим другим одна и та же информация воспринимается и интерпретируется с очень большими различиями. Иногда она может быть не понята полностью и даже активно отторгается.
Для диспозиционных барьеров характерны различия в социальных, профессиональных и жизненных установках. Если, допустим, у человека в прошлом опыте сформировались стойкие негативные установки в отношении какого-либо лица, то их будет чрезвычайно трудно преодолеть. Это происходит даже тогда, когда он говорит о чем-то очень важном и нужном. Информация в этой ситуации будет восприниматься с недоверием, отторгаться или пониматься ошибочно.
Статусные барьеры проявляются вследствие огромной разницы в организационном статусе. Известны случаи, когда «большой руководитель» с трудом воспринимает нужды «простого рабочего». Общее правило здесь гласит: чем больше статусные различия, тем выше будет вероятность проявления подобных барьеров.
Барьер интереса состоит в том, что человек более охотно говорит о том, что ему интересно. Если тема дискуссии далека от его круга интересов, то происходит снижение уровня восприятия информации.
Самая частая причина неэффективной коммуникации представляет собой барьер неумения (нежелания) слушать. Отказ от использования техник активного или рефлексивного слушания, отсутствие внимания и интереса к теме или собеседнику способны помешать правильному, целостному и адекватному восприятию сведений.
Невербальные барьеры связаны с различием в интерпретации жестов, мимики. Это ведет к ошибкам коммуникации, так как вербальные и невербальные средства чаще всего используются вместе. Неточная интерпретация невербальных знаков приводит к ошибкам, поэтому человек неправильно начинает понимать словесные сообщения.