Истоки когнитивной психологии
Зарождение когнитивной психологии произошло в середине XX века, в эпоху бурного развития технологий и вычислительных машин. Актуальным вопросом для изучения на тот момент являлся вопрос обоснования особенностей взаимодействия человека с современными технологиями в ракурсе психологии.
Основным вопросом изучения данной области стало изучение познавательных (когнитивных) способностей человека. Процесс восприятия рассматривался в качестве фундаментального акта, являющегося основой психики человека. В рамка исследований проводились различные эксперименты, направленные на изучение возможных границ имеющихся у человека способностей в процессе обработки и хранения информации в своей памяти.
Следует отметить, что у истоков зарождения когнитивной психологии стояли психологи Фриц Хайдер и Леон Фестингер. Мощным толчком развития данного раздела психологии является встреча в 1956 году, которая произошла в технологическом институте Массачусетса, где собрались представители института электрической и электронной инженерии и специалисты в области информационных теорий. Именно эта встреча считается настоящей прародительницей когнитивной психологии.
Свое название когнитивная психология получила благодаря ученому Джерому Брунеру, опубликовавшему свои труды и рассказавшему обществу о предмете своих исследований, которым являлись вопросы когнитивной психологии. Впоследствии был организован Центр когнитивной психологии, где изучались процессы познания, мышления, аспекты психологии развития.
Одним из наиболее известных психологов, который работал в области когнитивной психологии был швейцарец Жан Пиаже. Он активно занимался исследованиями в области психоанализа. Также в процессе работы с детьми Пиаже проводил ряд экспериментов, которые были направлены на установление цепи логических операций и целостности общей структуры мышления ребенка. В процессе исследований ученым были выделены основные когнитивные стадии, которые детально описывают процесс получения, переработки и хранения информации в сознании человека.
Основные представители направления когнитивной психологии
Одним из ученых, стоящих у истоков возникновения направления когнитивной психологии является американский психолог Джордж Миллер.
Совместно со своим коллегой, психологом и исследователем Джеромом Брунером, им был создан исследовательский центр при Гарвардском университете, основной целью деятельности которого стало активное изучение мыслительных процессов человеческого сознания. Центр так и назывался «Центр когнитивных технологий»
Исследования, которые проводились в рамках деятельности данного центра, были направлены на изучение:
- человеческого языка,
- особенностей памяти,
- процесса восприятия и образования понятий,
- мыслительного процесса и психологии развития человека.
Соратник Миллера, американский психолог и педагог Джером Брунер, основное внимание уделял изучению значения процесса восприятия в познании человеком окружающего мира. Он считал, что процесс восприятия человеком окружающего мира является активным и непосредственно связан с человеческой деятельностью в целом.
В процессе научной деятельности Брунер смог обосновать теорию перцептивных гипотез, трактующую познавательные процессы психики человека как процесс своеобразного наложения категорий, представляющих собой определенные правила объединения, на окружающие человека события, явления и объекты.
Им был сделан вывод о том, что процесс наложения определенных сформированных в сознании человека категорий включает в себя последовательность решений, касающихся того, присутствуют ли в воспринимаемом объекте наиболее важные для его существования признаки или нет. Благодаря этому процессу также происходят процессы выбора объекта, который должен быть проанализирован в следующую очередь и с помощью какой гипотезы будет избираться следующий признак для анализа.
Еще одним мощнейшим источником развития направления когнитивной психологии стала книга американского исследователя Ульриха Найссера «Когнитивная психология», посвященная определению особенностей понятия «познание», которое выступает в качестве основы для процессов трансформации, редукции, обработки, накопления, воспроизведения и в дальнейшем использования человеком сенсорных стимулов, получаемых из окружающего мира в процессе его жизнедеятельности.
Согласно теории Найссера процесс познания проявляется во всех видах человеческой деятельности и является необходимым условием для ее эффективного осуществления.
Исследования ученого подтвердили тот факт, что процесс познания окружающего мира человеком является процессом, при осуществлении которого получаемые человеком сенсорные данные подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются им в процессе осуществления различных видов деятельности.
В последствии развитие когнитивной психологии было тесно связано с именем Дж. Келли, который в своих исследованиях дал описание основным механизмам деятельности личностных конструктов. Также им был сформулирован основной постулат теории когнитивной психологии, согласно которому все личностные процессы психологически канализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку способность к максимальному прогнозированию предстоящих событий.
Согласно теории Дж. Келли каждый человек отличается не только количеством, имеющихся у него конструктов, но и их расположением в структуре психики.
Система конструктов в личности человека не является статичной и находится в процессе постоянного изменения в связи с влиянием опыта, получаемого человеком в процессе роста и развития. Таким образом можно сказать, что личность человека формируется и развивается на протяжении всей жизни.