Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Когнитивная психология памяти

Сущность памяти и ее роль в познавательной деятельности

Определение 1

Память - это способность к сотворению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в возможности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.

Память является ведущим компонентом познавательной деятельности. Она взаимодействует с другими психическими процессами и личностью в целом. Продуктивность человеческой памяти зависит от состояния восприятия, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы. Негативно отражаются нарушения в деятельности памяти на развитии и становлении этих процессов.

Психология памяти имеет очень широкое практическое применение в жизни каждого человека. Невозможно представить грамотно построенный процесс обучения, и создание новых развивающих и обучающих технологий, программ, направленных на компенсацию и коррекцию основных познавательных способностей, без учета законов памяти и закономерностей забывания и запоминания материала. Каждая диагностическая процедура (диагностика уровня развития познавательных процессов человека, особенностей интеллектуальной активности, индивидуального своеобразия его познавательных процессов) требует знания основных законов и закономерностей функционирования памяти. Психология мнемических процессов важна в любом виде профессиональной деятельности, базирующемся на воспоминании, припоминании или воспроизведении.

Память – главная платформа психической деятельности человека, без которой невозможно понять особенности формирования мышления, поведения и сознания. С помощью памяти обеспечивается развитие целостности и личности человека, память занимает ведущее положение в системе познавательной деятельности человека.

Процессы и свойства памяти

Развитие памяти и ее процессов зависит от человека, от сферы деятельности человека и от нормального развития и функционирования других познавательных процессов. Работая над тем или иным познавательным процессом, человек в первую очередь тренирует и развивает память.

Память как системное взаимодействие способностей человека, его переживаний, опыта, знаний и т.д. обладает следующими основными свойствами:

  • динамичностью;
  • многоуровневостью;
  • иерархичностью;
  • развиваемостью;
  • открытостью по отношению к образованию новых связей.

Различия памяти у всех людей бывают качественные и количественные.

К количественным характеристикам относятся прочность, скорость, объем, длительность и точность запоминания. Качественные различия памяти связаны с тем, какой тип памяти у человека развит в большей степени - слуховая, эмоциональная, зрительная, двигательная и других.

«Когнитивная психология памяти» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Процессы памяти в первую очередь связаны с особенностями личности, ее потребностями, интересами, эмоциональным настроем. Эти особенности определяют, как тот или иной человек запоминает, хранит информацию и ее припоминает.

Замечание 1

Кроме того, память человека связана с его личностными ощущениями и физическим состоянием.

Память человека не постоянна, а меняется в течение всей его жизни. С самого раннего детства процесс развития памяти ребенка развивается по нескольким направлениям:

  • Во-первых, начинает действовать эмоциональная (аффективная) и механическая (двигательная, моторная) память, которая со временем дополняется и замещается образной и логической.
  • Во-вторых, со временем непосредственное запоминание превращается в опосредствованное, которое связано с осознанным и активным использованием для воспроизведения и запоминания различных мнемотехнических средств и приемов.
  • В-третьих, непроизвольное запоминание, которое развито в детстве в большей степени, превращается у взрослого человека в произвольное запоминание.

Память как сложный познавательный психический процесс включает в себя взаимосвязанные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Характеристики и виды памяти

В качестве основных характеристик памяти выделяют следующие:

  • быстрота запечатления,
  • объем,
  • точность воспроизведения,
  • узнавание.

Общепризнанным является мнение, согласно которому запоминание по степени осмысленности делится на два вида:

  1. механическое
  2. осмысленное.

Механическое – это такой вид запоминания, при котором не происходит осознание логической связи между разными частями воспринимаемого материала.

Осмысленное запоминание построено на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала.

Учеными выделяются следующие формы сохранения: репродуктивное, реконструктивное, эпизодическое и эхоическое.

Узнавание – это такой процесс, который осуществляется в момент восприятия некоторого объекта, представление о котором было сформировано у человека ранее. Процессы узнавания по степени определенности различаются: от случаев неопределенного узнавания до случаев полного узнавания.

Воспроизведение – это такой процесс памяти, при котором происходит восстановление в сознании человека ранее отраженного образа объекта без повторного его восприятия.

Произвольная форма воспроизведения предполагает постановку перед человеком репродуктивной задачи в соответствии с конкретной целью.

При непроизвольной форме воспроизведении задача решается без предварительно поставленной человеком цели под влиянием чувств, представлений и мыслей, возникающих в настоящий момент. Воспроизведение происходит с помощью извлечения образа из долговременной памяти и перевода его в оперативную память. Запоминание и воспроизведение являются процесса¬ми несовместимыми: человек может в определенный момент времени может осуществлять только один из этих процессов одновременно.

Забывание – это процесс памяти, при котором постепенно снижается возможность воспроизводить образ объекта, хранящийся в долговременной памяти. Забывание может характеризоваться следующими уровнями:

  • высокий уровень, когда человек не может сам восстановить образ объекта, но после повторного опыта сделает это относительно просто;
  • средний уровень, когда у человека возникают трудности при полном самостоятельном воспроизведение, но при представлении какого-нибудь признака образа легко осуществляется;
  • низкий уровень, когда человек может восстановить информацию самостоятельно и без ошибок.

Процесс забывания нельзя противопоставлять запоминанию. Это необходимый целесообразный процесс, который помогает разгрузить память от неактуальных в данной ситуации деталей.

Замечание 2

Таким образом, память – это определенная способность человека длительно хранить информацию о некоторых событиях внешнего мира и реакциях организма и использовать её многократно в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Память как системное взаимодействие способностей человека, его переживаний, опыта, знаний и т.д. обладает следующими основными свойствами: динамичностью; многоуровневостью; иерархичностью; развиваемостью; открытостью по отношению к образованию новых связей. Память как сложный познавательных психический процесс включает в себя взаимосвязанные процессы: запоминание, узнавание, забывание.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 07.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot